Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Ведущий на радио и телевидении: проблемы мастерства
January 17, 2017, 11:48 pm

Преподаватель: Почкай Елена Петровна, кандидат филологических наук, доцент

Кафедра телерадиожурналистики

Современные телевизионные и радиоведущие рассматриваются исследователями как знаковые фигуры в современном обществе, как модельные личности эпохи. Их стереотип поведения служит символом культуры настоящего времени. Основной характеристикой речевого поведения ведущих является умение установить социально-психологический контакт с аудиторией. На первое место выходят такие качества, как уверенность в себе, коммуникативность, активность, эмоциональная выразительность, интеллектуальное лидерство в общении. В целом набор всех этих качеств журналиста характеризуют его стиль речевого поведения как конфликтно-манипуляторский. Он ориентирован на коммуникацию, в ходе которой один из участников общения видит в своем собеседнике, прежде всего, объект манипуляции. Не случайно большинство современных телевизионных и радиопередач основаны на конфликтах, столкновении различных мнений, точек зрения. В современной ситуации журналисту отводится роль основного манипулятора, формирующего медиапространство. От личности ведущего, его внутренних установок и «внешнего» поведения зависит направленность той или иной телепередачи, степень воздействия на зрительскую аудиторию. В целом роль ведущего как манипулятора соответствует современному времени, которое получило название «информационное общество».

В процессе занятий студенты знакомятся с понятиями, связанными с изучением профессионально-личностных характеристик ведущего, такими как: персонификация, имидж, амплуа. Внимание сосредоточено на анализе манипуляторских технологий в общении ведущих с героями, зрителями, а также на исследовании способов создания и оформления конфликтных ситуаций. При анализе эфирной и экранной продукции студентам предлагается учитывать в поведенческих стратегиях ведущих как личностные, психологические, мировоззренческие, имиджевые характеристики, так и организационно-жанровые, тематические особенности той или иной передачи, влияющие на мотивацию поведения ведущего.

В задачи спецкурса входит широкий охват жанровой специализации ведущих: информационные, информационно-аналитические передачи, познавательные передачи журнального типа, ток-шоу, проблемные и специализированные репортажи. Учитывается также род деятельности ведущих: журналист, актер, специалист.

Цель спецкурса - ввести студентов в круг вопросов и проблем, связанных с пониманием специфики и механизмов профессионального поведения журналиста. На занятиях студенты знакомятся с поведенческими стратегиями популярных ведущих, с литературой по основным темам спецкурса. В результате спецкурса студент должен научиться оценивать профессионально-личностные качества ведущих телевизионных и радиопрограмм, демонстрировать навыки анализа творческих параметров журналистского выступления на экране и у микрофона.

Авторские публикации по теме спецкурса

1. Почкай Е.П. Категория «Другие» в этнографических экранных путешествиях //Журналистика ХХ1 века: культура понимания/ Материалы семинара форума «Дни философии в Петербурге- 2014». №2 (S2) /ред.-сост. И.Н.Блохин, С.Г.Корконосенко. – СПб.: С.-Петерб. гос.ун-т; Высш. шк. журн. и масс. коммуникаций, 2015..

2. Почкай Е. П. Варианты реальности в путешествиях на телеэкране// Познание стран мира: история, культура, достижения/ Сборник материалов 1У Международной научно-практической конференции. Новосибирск: Издательство ЦНРС, 2014

3. Почкай Е. П. Интеллигент с «Ленфильма»: Дмитрий Георгиевич Иванеев //Говорит и показывает кафедра телерадиожурналистики. Сб. статей. Вып.4. СПб.:Ин-т «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», 2014.

4. Почкай Е. П. Свобода слова и ценностные установки телевизионной аудитории // Лична свобода и меди – Personal Freedom and the Media// Серия Обществени комуникации. Вып.3. Болгария . Шумен: Шуменский университет «Епископ Константин Преславский». 2013.

5. Почкай Е. П. Ценностные установки в современных молодежных телевизионных передачах// Система ценностей современного общества / Сборник материалов ХХХП Международной научно-практической конференции 30 декабря 1913 г. Новосибирск: Издательство ЦНРС. 2013. С.164-169

6. Почкай Е. П. Потребительская тележурналистика// Журналистика сферы досуга: учеб.пособие – СПб., 2012

7. Почкай Е. П. Технология СМИ. Творческие профессии на радио и телевидении: учебное пособие. СПб., 2003 (в соавторстве с Ильченко С. Н., Позниным В. Ф.)

8. Почкай Е. П. Стиль и формы современных интервью // Материалы семинара: Радио и телеинтервью. Проблемы жанра. СПб., 2002

9. Почкай Е. П. Диктор или ведущий? // Материалы конференции: Средства массовой информации в современном мире. СПб.1999

Темы лекционных занятий

Занятие 1. Телевизионный ведущий как модельная личность эпохи.

Занятие 2. Манипулятивные технологии в речевом поведении современных ведущих.

Занятие 3. Конфликт как драматургический элемент передачи. Провокационное интервью – жанр или имидж ведущего.

Занятие 4. Креативное интервью. Формирование образа героя и образа ведущего.

Занятие 5. Ведущий в диалоговой передаче. Гендерные особенности поведения журналиста в кадре

Занятие 6. Персонификация. Профессионально-личностные характеристики ведущих.

Занятие 7. Имидж, амплуа, роль. Факторы управления имиджем.

Занятие 8. Классификации имиджей ведущих. Телеведущий как индивидуальный бренд.

Занятие 9. Ведущий в информационной передаче. Диктор или ведущий. Современные подходы к подаче новостей.

Занятие 10. Журналист в кадре. Стенд-ап как один из основных элементов журналистского материала. Особенности стенд-апа. Задачи, виды.

Занятие 11. Ведущий в аналитической передаче. Усиление влияния мировоззренческих установок на характер творчества современного журналиста

Занятие 12. Ведущий в развлекательной передаче. Человек играющий.

Занятие 13. Роль ведущего в организационной структуре познавательной передачи. Специалист, журналист, актер.

Занятие 14. Ведущий ток-шоу. Поведенческие стратегии радио- и тележурналиста: этические проблемы.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Занятие 1 .Расширенный поиск источников информации в Интернете о выбранных для доклада ведущих (рецензии, отзывы, интервью, форумы передач и пр.).в оборудованных аудиториях как в индивидуальном порядке, так и на занятиях в группе.

Занятие 2.. Расширенный поиск в Интернете специальной литературы по теме доклада

Вопросы к зачету

1. Имидж спортивного журналиста как средство популяризация спорта.

2. Ведущий в передачах о кино на телевидении.

3. Ведущий в информационно-аналитической программе (на выбор)

4. Телевидение в поисках звездных ведущих. Ведущий или актер.

5. Журналист и ведущий познавательной программы ( на выюор)

6. Авторская позиция в специальных репортажах.

7. Телевизионный ведущий как модельная личность эпохи.

8. Конфликтно-манипуляторские технологии в поведенческих стратегиях ведущих.

9. Учет жанровой специфики в поведении ведущих в кадре.

10. Ведущий или ди-джей? Особенности работы радиоведущих в прямом эфире.

11. Провокационные интервью: жанр или имидж ведущего?

12. Специалист-ведущий научно-популярной передачи.

13. Телеведущий как идеальный манипулятор сознанием.

14. Журналист в авторской программе.

15. Специфика работы журналиста в социальных программах.

16. Этические проблемы поведенческих стратегий радио-, тележурналиста.

17. Творческий портрет ведущего.

18. Журналист в диалоговой передаче.

Текущий контроль (зачет)

Текущий контроль по самостоятельной работе в присутствии преподавателя проводится по итогам выступлений студентов с докладами по теме спецкурса или написания рефератов, а также по итогам посещения занятий. Пропуски занятий (три занятия) студентом увеличивают количество докладов (рефератов), которые готовит студент. Темы докладов согласовываются с преподавателем.

Доклады сопровождаются показом видеоматериала. Презентация должна продемонстрировать популярность данного ведущего, примеры освещения на ТВ или радио, сопоставление публичного имиджа журналиста с его персонифицированными (личностными) характеристиками, информацию о которых можно почерпнуть из опубликованных интервью с героем сообщения и других публикаций в СМИ.

Студент обязан демонстрировать знание не только теоретической литературы, но и современной телевизионной практики. В своих докладах студенты ориентируются преимущественно на комплексный подход к анализу творчества ведущих, на исследование их творческих портретов.

Критерии оценки (зачет)

Оценка «зачет» ставится:

- если материал презентации показательно демонстрирует особенности поведения того или иного ведущего на телеэкране или в эфире;

- если в материале доклада достаточно полно использованы теоретические разработки исследователей поведения телевизионных или радиоведущих;

-если студент, пропустивший более 25% занятий, подготовил дополнительный доклад.

Доклады начинают презентоваться по графику, согласованному с преподавателем, начиная с 8-го занятия (то есть с середины курса).

Оценка «незачет» ставится, если студент не подготовил презентации (или она не соответствует необходимым требованиям). Зачет не может быть выставлен только на основании ответа на теоретический вопрос. Без выступления на занятии студенту не зачитывается доклад, сданный преподавателю.

Основная литература

1. Телевизионный журналист: Основы творческой деятельности: учеб.пособие /под редакцией М.А.Бережной. М.,2015.

1. Журналистика сферы досуга. Учебное пособие. СПб., 2012.

2. Ильченко С.Н. Интервью в журналистике: как это делается. СПб., 2016

3. Криницын, Е. Акулы интервью: 11 мастер-классов : сборник .М. : "Альпина Паблишер", 2010.

4. Парфёнов Л.Г. Намедни. Наша эра : историческая литература. 1991-2000 - М. : КоЛибри, 2010.

5. Познер, Владимир Владимирович. Прощание с иллюзиями : монография . М. : АСТ, 2013

6. Шестеркина, Людмила Петровна. Методика телевизионной журналистики : учебное пособие . М. : Аспект Пресс, 2012.

7. Эфир на фоне эпохи. Очерки истории Ленинградского-Петербургского радио и телевидения / под общ. ред. С. Н. Ильченко, В. Г. Осинского, Ю. В. Клюева. СПб., 2013.

Дополнительная литература

1. Агапитова С. Ю. Информационное вещание на ТВ. Эволюция и современное состояние. СПб., 2003.

2. Аникеева Т. Я. Личные особенности телекоммуниканта. - М.: РИП: Холдинг . - 2000.

3. Братышев, А. . Имиджеология. М.: Искусство 1999.

4. Вартанов А. С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: На телевизионных подмостках. М., 2003.

5. Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Курс радиотелевизионной журналистики. СПб., 2004.

6. Ведущий или ди-джей? / Под ред. В. Г. Осинского. СПб., 2000.

7. Гуревич П. С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М., 1991

8. Дзялошинский И. М. Журналистика соучастия или как сделать СМИ полезными людям. М., 2006.

9. Караганова, Ж. В. Экранный образ телевизионного журналиста: закономерности формирования. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук . М., 2005.

10. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М., 2000.

11. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М., 2004

12. Клюев Ю. В. Радиовещание Ленинграда – Петербурга (1980-2000 годы). СПб., 2006.

13. Кузин В. И.Психологическая культура журналиста. СПб.,2001

14. Кузнецов Г. В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. М., 2003.

15. Кузнецов Г. Семь профессиональных граней журналиста ТВ. М., 2000.

16. Кузнецов Г. Так работают журналисты ТВ. М., 2000.

17. Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. М., 2000.

18. Летуновский В. П. Телевизионный журналист в прямом эфире. СПб.,2004.

19. Лукина М. М. Технология интервью. М., 2003.

20. Майдурова О.Ф.Работа над телевизионным репортажем. СПб., 2004

21. Мельник Г. С. Общение в журналистике: секреты мастерства. СПб., 2005.

22. Муратов С. А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. М., 2003.

23. Муратов С. А. ТВ – эволюция нетерпимости. М., 2001.

24. Панкратов В. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация М.,2001.

25. Попова Т. И. Телевизионный ведущий как модельная личность эпохи информационного общества // СМИ в современном мире. Материалы научно-практической конференции. СПб., 2006.

26. Почепцов Г. Г. Имиджелогия. 2-е изд., испр. и доп. М., Киев, 2002.

27. Раззаков Ф. Досье на звезд. Тайны телевидения. М., 2000.

28. Рэндалл Д. Универсальный журналист. В. Новгород, 2000

29. Шипова, Е. В. Персонификация информации на российском телевидении: профессионально-этический аспект .Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук . СПб., 2006.

30. Шостак М. И. Репортер: профессионализм и этика. М., 2001.

31. Этика речевого поведения российского журналиста / под ред. Л. Р. Дускаевой. СПб., 2009.

Перечень иных информационных источников

1. Библиотека центра экстремальной журналистики. www.library.cjes.ru

2. Дискурс-Пи www.madipi.ru

3. Официальные сайты телевизионных каналов и радиостанций.

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация