БАЙЧИК Анна Витальевна
Профессор, доктор политических наук
a.baychik@spbu.ru
Публикационная активность в системе Pure
Область научных и профессиональных интересов
медиапсихология;
коммуникативистика;
глобальные процессы и функционирование средств массовой коммуникации;
гендерные аспекты массмедиа.
Образование
5 сентября 2022 года защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора политических наук. Научная специальность 5.9.9. Медиакоммуникации и журналистика. Тема: «Массмедийное пространство ценностного конфликта». Диссертация (.pdf) (13.04.2022).
Аудио- и видеозапись заседания диссертационного совета.
В 2005 году защитила диссертацию на соискание степени кандидата политических наук Политическая стратегия транснациональных корпораций СМИ в процессе глобализации информационного пространства
В 2005 году закончила соискательство факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета.
В 2000 году закончила специалитет факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета.
В 2005 году закончила соискательство факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета.
В 2000 году закончила специалитет факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета.
Основные вехи профессиональной деятельности
В 2006 г. назначена доцентом по кафедре международной журналистики факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета.
С 2000 года работала старшим преподавателем кафедры зарубежной журналистики Санкт-Петербургского государственного университета.
В период обучения на факультете сотрудничала с рядом СМИ.
Международный опыт
Является постоянным участником и соорганизатором международного научно-практического семинара «Век информации».
Участвовала в стажировках в вузы-партнеры Германии и Франции.
Научно-организационная деятельность
Постоянный член ГАК по защите ВКР и диссертационных исследований магистрантов
Основные научные публикации
1. ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕДИАСИСТЕМЫ АФГАНИСТАНА В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Вострикова А.О., Никонов С.Б., Шафир Т.В., Байчик А.В.
Litera. 2024. № 4. С. 16-30.
2. МЕДИААНАЛИЗ ТЕКСТА О КИТАЙСКОЙ СТРАТЕГИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ НА ПРИМЕРЕ ОПУБЛИКОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ
Ван Ц., Мельник Г.С., Лабуш Н.С., Байчик А.В.
Litera. 2024. № 4. С. 174-181.
3. ПОСТГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СУБЪЕКТА В "ВИРТУАЛЬНОМ ЛИЧНОМ ПРИСУТСТВИИ" НА ОНТОЛОГИЧЕСКОМ УРОВНЕ
Никонов С.Б., Е Юй.Ч., Байчик А.В., Лабуш Н.С.
Litera. 2024. № 5. С. 70-78.
4. ДЕЗИНФОРМАЦИЯ И "ЯЗЫК ВРАЖДЫ" В СЕТЕВЫХ СМИ КАЗАХСТАНА (ИТОГИ МОНИТОРИНГА 2022 Г.)
Пасичник С., Мельник Г.С., Блохин И.Н., Байчик А.В.
Litera. 2024. № 6. С. 178-187.
5. НОВЫЕ МЕДИА КАК СУБЪЕКТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ
Арутюнян Э.Г., Байчик А.В., Блохин И.Н., Петросян Д.В.
Litera. 2024. № 7. С. 1-11.
6. ГЛОБАЛЬНЫЙ ИНДЕКС ЭКСТРЕМИЗМА
Алексеев Г.В., Аргылов Н.А., Байчик А.В., Бастрыкин А.И., Бычкова А.М., Гришанина А.Н., Елагина Е.В., Забарин А.В., Кириленко В.П., Койбаев Б.Г., Колесниченко К.Ю., Косимова Н.С., Куманев Д.С., Лабуш Н.С., Лай Л.Л., Мельник Г.С., Мисонжиков Б.Я., Новиков С.А., Олейников С.В., Петров В.В. и др.
Санкт-Петербург, 2023.
7. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ФУТБОЛ В КИТАЕ: РЕФОРМА ОРГСТРУКТУРЫ И ДИЛЕММЫ РАЗВИТИЯ
Чэнь Ди., Дин Л., Лукин С.С., Байчик А.В., Никонов С.Б.
Теория и практика физической культуры. 2023. № 6. С. 82-84.
8. НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ
Фадеева А.В., Байчик А.В., Шафир Т.В., Никонов С.Б.
Этносоциум и межнациональная культура. 2023. № 1 (175). С. 110-11.
9. АМЕРИКАНСКИЙ КОМИКС: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМАТА
Байчик А.В., Давиденко Ян.О.
Медиаскоп. 2023. № 3. С. 4.
11. ХАЛЛЮ: СЛОВО КАК ОТРАЖЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ
Фадеева А.В., Байчик А.В., Куликова Э.Г.
Вестник Пятигорского государственного университета. 2023. № 2. С. 155-160.
12. ПРИЁМЫ АГИТАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ЭРВИНА ПИСКАТОРА В СОВРЕМЕННОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКЕ
Шитова Е.А.
Век информации (сетевое издание). 2023. Т. 7. № 2 (23). С. 351-374.
13. МАССМЕДИЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЦЕННОСТНОГО КОНФЛИКТА
Байчик А.В.
диссертация на соискание ученой степени доктора политических наук / ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ". 2022
14. РЕТРОСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ
Фадеева А.В.
В сборнике: Современная медиасреда: традиции, актуальные практики и тенденции. Взгляд молодых исследователей. Статьи 21-й международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов. Санкт-Петербург, 2022. С. 201-208.
15. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ХАРАССМЕНТА В СОВРЕМЕННЫХ ОНЛАЙН-ИЗДАНИЯХ
Смоленников П.
Век информации (сетевое издание). 2022. Т. 6. № 1 (18). С. 115-125.
16. ТРАДИЦИОННЫЕ СМИ И НОВЫЕ МЕДИА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЕ КНР
Цзян Ч.
Век информации (сетевое издание). 2022. Т. 6. № 2 (19). С. 54-66.
17. АНТРОПОЛОГИЯ ЦЕННОСТНОГО КОНФЛИКТА В МАССМЕДИЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Байчик А.В., Гурушкин П.Ю., Лукин С.С.
Курск, 2021.
18. ФОРМАТ КОМИКСА КАК СПОСОБ ТРАНСМЕДИЙНОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ
Давиденко Ян.О.
В сборнике: Современная медиасреда: традиции, актуальные практики и тенденции. Взгляд молодых исследователей. Межвузовский сборник научных работ студентов, магистрантов и аспирантов 20-й международной конференции и финалистов XIV Международного Конкурса. Санкт-Петербург, 2021. С. 75-79.
19. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ФЕНОМЕНА ИНТЕРНЕТ-МЕМОВ
Горбатов Д.С., Байчик А.В.
Вопросы психологии. 2021. № 1. С. 82-91.
20. АНТРОПОГЕННОСТЬ МАССМЕДИЙНОГО ПРОСТРАНСТВА
Байчик А.В.
Мир науки, культуры, образования. 2021. № 6 (91). С. 417-421.
21. НОВОСТНЫЕ ИНТЕРНЕТ-МЕМЫ С ПОЛИТИЧЕСКИМ ПОДТЕКСТОМ В ВОСПРИЯТИИ МОЛОДЕЖИ
Горбатов Д.С., Гурушкин П.Ю.
Век информации (сетевое издание). 2021. Т. 5. № 1 (14). С. 47-60.
22. МАССМЕДИА. ЦЕННОСТИ. КОНФЛИКТ
Байчик А.В.
Санкт-Петербург, 2020.
23. МАССМЕДИЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО КОНФЛИКТА
Байчик А.В.
В книге: Региональная информатика (РИ-2020). XVII Санкт-Петербургская международная конференция. Материалы конференции. Санкт-Петербург, 2020. С. 239-240.
24. ЦЕННОСТНЫЙ КОНФЛИКТ: ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ В МАССМЕДИЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Байчик А.В.
Конфликтология. 2020. Т. 15. № 2. С. 174-193.
25. ОБРАЗЫ ТОЛПЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Г. ДЕ МОПАССАНА
Горбатов Д.С., Байчик А.В.
Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2020. Т. 9. № 1-1. С. 164-172.
26. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ТОЛПЫ В ТРУДАХ И. ТЭНА
Горбатов Д.С., Байчик А.В.
Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2020. Т. 9. № 2-1. С. 157-165.
27. БЛОГОСФЕРА КИТАЯ: ГЕНЕЗИС
Та Н.
Век информации (сетевое издание). 2020. Т. 4. № 1 (10). С. 21-30.
28. GENDER BIASES AND STEREOTYPES IN THE THEORIES OF CROWD BEHAVIOR OF LATE XIX - EARLY XX CENTURIES
Gorbatov D.S., Baichik A.V.
Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8. № 2-1. С. 7-14.
29. THE PHENOMENON OF THE CROWD IN AMERICAN PSYCHOLOGY OF THE LATE XIX - EARLY XX CENTURIES
Gorbatov D.S., Baichik A.V.
Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8. № 3-1. С. 191-197.
30. МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ПАТТЕРНЫ В СОВРЕМЕННЫХ ФИЛЬМАХ. КАКИМИ ЧЕРТАМИ ОБЛАДАЕТ "ГЕРОЙ" СОВРЕМЕННЫХ ФИЛЬМОВ ДЛЯ МОЛОДЁЖИ?
Зиновьева П.М.
Век информации (сетевое издание). 2019. Т. 3. № 1 (6). С. 1-10.
31. КОНФЛИКТ МЕЖДУ ПАРИЖЕМ И РИМОМ: ТРИУМФ ИТАЛЬЯНСКИХ ЕВРОСКЕПТИКОВ В ОСВЕЩЕНИИ ФРАНЦУЗСКИХ МЕДИА
Козлова М.А.
Век информации (сетевое издание). 2019. Т. 3. № 3 (8). С. 91-100.
32. МЕТОДЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ
Никонов С.Б., Лукин С.С., Данилова Ю.С., Георгиева Е.С., Тюркин М.В.
Век информации (сетевое издание). 2019. Т. 3. № 4 (9). С. 31-40.
33. ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ В МЕДИА
Данилова Ю.С., Бекуров Р.В., Тюркин М.В., Георгиева Е.С.
Век информации (сетевое издание). 2019. Т. 3. № 4 (9). С. 51-60.
34. КРИТИКА ТЕОРИИ ТОЛПЫ Г. ЛЕБОНА: ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Горбатов Д.С., Байчик А.В.
Вопросы психологии. 2018. № 3. С. 137-146.
35. ПИОНЕРЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ТОЛПЫ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ: СЦИПИОН СИГЕЛЕ И АНРИ ФУРНИАЛЬ
Горбатов Д.С., Байчик А.В.
Российский психологический журнал. 2018. Т. 15. № 2. С. 8-25.
36. РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ПРОДВИЖЕНИИ ИНТЕРЕСОВ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ
Никонов С.Б., Байчик А.В.
Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 553-554.
37. GOSSIPING AS A SUBJECT OF STUDY IN SOCIAL SCIENCES: THE MAIN THEORETICAL APPROACHES
Gorbatov D.S., Baichik A.V.
Russian Journal of Education and Psychology. 2018. Т. 9. № 4-1. С. 22-34.
38. TOPICAL ASPECTS OF THE RESEARCH OF THE PAST: P. ROSSI’S CONCEPT OF THE CROWD
Gorbatov D.S., Baichik A.V.
Russian Journal of Education and Psychology. 2018. Т. 9. № 7-1. С. 6-19.
39. GROUPING OF JAPAN'S MEDIA SPHERE ELEMENTS
Lukin S.S., Puiy A.S., Nikonov S.B., Baichick A.V., Glinternik E.M.
International Journal of Engineering and Technology (UAE). 2018. Т. 7. № 3.14. С. 381-385.
40. ГРАНИЦЫ ПОНЯТИЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
Курышева Ю.В.
Век информации (сетевое издание). 2018. Т. 2. № 4 (5). С. 41-46.
41. MEDIATIZATION OF THE POLITICAL PROCESS: THE NATURE AND CONDITIONS OF MANIFESTATION
Labush N.S., Nikonov S.B., Puiy A.S., Baichik A.V., Kurysheva Y.V.
Man in India. 2017. Т. 97. № 7. С. 143-153.
42. СТРАТЕГИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛОЖНЫМ СЛУХАМ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Горбатов Д.С., Байчик А.В.
Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. № 2. С. 185-201.
43. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ КОМАНДНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ РОЛЕЙ
Горбатов Д.С., Байчик А.В.
Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2017. Т. 6. № 3. С. 21-27.
44. STRUCTURAL MODELS OF THE CONSUMER GOODS INDUSTRY IN CHINA, TURKEY AND ITALY
Rubtsova N.A., Baychik A.V., Nikonov S.B., Bakirova N.V., Belenkova T.V.
European Research Studies Journal. 2017. Т. 20. № 4A. С. 632-650.
45. NOOPOLITIC AS AN INFORMATION STRATEGY: GENESIS OF THE CONCEPTUAL APPARATUS AND DEFINITION
Nikonov S.B., Achkasova V.A., Labush N.S., Baichik A.V., Puiy A.S.
Man in India. 2016. Т. 96. № 10. С. 4129-4138.
46. ПРИЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛОЖНЫМ СЛУХАМ: КРИТЕРИИ И КАТЕГОРИИ КЛАССИФИКАЦИИ
Горбатов Д.С., Байчик А.В.
Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2016. Т. 5. № 3. С. 47-52.
47. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СЛУХОВ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ РОЛЕЙ
Горбатов Д.С., Байчик А.В.
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 461-463.
48. NOOPOLITICAL ASPECT OF POLITICAL DEFAMATION
Nikonov S.B., Baichik A.V., Puiy A.S., Labush N.S.
European Journal of Science and Theology. 2015. Т. 11. № 5. С. 265-274.
49. РОССИЙСКИЕ МЕДИАХОЛДИНГИ: ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ
Байчик А.В.
Век информации. 2015. № 1 (S1). С. 355-367.
50. NOOPOLITICAL ASPECT OF INFORMATION STRATEGIES OF STATES
Nikonov S.B., Baichik A.V., Puiy A.S., Labush N.S.
International Review of Management and Marketing. 2015. Т. 5. С. 121-125.
51. SOCIAL MEDIA IN SOCIOPOLITICAL PROCESSES
Bekurov R.V., Kurysheva Y.V., Baichik A.V., Labush N.S., Nikonov S.B.
International Review of Management and Marketing. 2015. Т. 5. С. 137-141.
52. NOOPOLITICS AND INFORMATION NETWORK SYSTEMS
Nikonov S.B., Baichik A.V., Zaprudina R.V., Labush N.S., Smolyarova A.S.
International Review of Management and Marketing. 2015. Т. 5. С. 44-48.
53. CODES OF JOURNALISM ETHICS IN RUSSIA AND THE UNITED STATES: TRADITIONS AND THE CURRENT PRACTICE OF APPLICATION
Bykov A.Y., Georgieva E.S., Danilova Y.S., Baychik A.V.
International Review of Management and Marketing. 2015. Т. 5. С. 55-61.
54. НООПОЛИТИКА КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ
Байчик А.В., Никонов С.Б.
Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2012. № 1. С. 207-213.
55. ИСПАНИЯ: ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ИНТЕГРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ СМИ В ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ЕС
Курышева Ю.В.
диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, 2008
56. ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИО НОРВЕГИИ ОТ ГОСУДАРСТВЕННОГО К ОБЩЕСТВЕННО-ПРАВОВОМУ
Теплякова С.А.
диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет". 2008
57. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ СМИ В ПРОЦЕССЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА
Байчик А.В.
диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, 2005
58. Байчик А.В. Аудиовизуальные СМИ в условиях создания информационного общества // Средства массовой информации в современном мире: Материалы межвузовской научно-практической конференции / Под ред. В.И. Конькова. СПб, 2004.
59. Байчик А.В. Латинская Америка: история и новые тенденции в развитии журналистики // Глобализм и антиглобализм: многообразие в единстве: Сборник статей международного постоянно действующего научно-практического семинара «Век информации». СПб, 2002.
60. Байчик А.В. Коммуникационный менеджмент в странах Латинской Америки // Сборник тезисов международного постоянно действующего научно-практического семинара «Век информации». СПб, 2000.
Руководство диссертационными и дипломными работами
За время работы на кафедре под руководством А. В. Байчик было защищено более 50 дипломных работ на степень магистра и квалификацию бакалавра.
Читаемые курсы и мастер-классы
«История зарубежной журналистики»;
«История массовой информации»;
«Современная зарубежная журналистка»;
«Теория и практика международной журналистики»;
«Социокультурные аспекты информационного общества».
Является автором нового спецсеминара «Психоанализ и информационная индустрия».
Владение иностранными языками
Английский, испанский