«Университет научил меня наслаждаться процессом познания»

Выпускница факультета журналистики ЛГУ 1981 года Мария Князева после пятнадцати лет в профессии на родине, в Эстонии, переехала в Америку, закончила аспирантуру и стала профессором Школы Бизнеса Университета Сан-Диего. Мы встретились с Марией и узнали, какую роль сыграл Университет в ее профессиональном развитии, как она решилась оставить успешную карьеру и стать преподавателем в американском вузе.

Мария, расскажите о Вашем самом первом воспоминании об Университете?

Я вспоминаю, как смотрела на список поступивших и плакала от счастья. До поступления в Университет я жила в провинциальном городке Эстонии. Однажды сказала учительнице, что хочу поступать на факультет журналистики, на что услышала ответ «Не надо!». Учительница говорила: «Ты привыкла быть первой, а для Ленинграда ты будешь одна из многих. Ты не поступишь и тебя сломают. Ты не привыкла к поражениям». И я отступилась от своей мечты, даже успела пройти подготовительные курсы на математическом факультете.

Три месяца спустя, в разговоре с другим учителем я вспомнила о своей мечте. Тогда он сказал: «Мария, ты что так быстро отступилась от своей мечты? Тебе сказали “не надо” − и ты покорно с этим согласилась?» Это был вызов. Вызов для меня самой. Я решила попробовать: обложилась учебниками, начала усердно готовиться к вступительным экзаменам.

Почему Вы выбрали именно журналистику?

Однажды мне в руки попалась книга Джека Лондона «Мартин Иден», которую я прочитала взахлеб. Закончила читать глубокой ночью и вдруг поняла, что хочу быть журналистом. Я не могла заснуть, меня переполняли чувства. Я наконец-то поняла, чем хочу заниматься!

Расскажите о Вашей карьере после Университета?

После Университета я вернулась на родину в Эстонию. Сразу начала работать в газете «Северное побережье» (до распада СССР «Ленинское знамя»), сначала как корреспондент, продолжила в роли редактора русского издания (газета выходила на двух языках). Работать мне очень нравилось.

Как Вы решились оставить работу в Эстонии, поступить в аспирантуру в Америке и начать преподавательскую деятельность?

В 1993 году я брала интервью у американца. У меня был невысокий уровень английского языка, я волновалась. После интервью попросила его позаниматься со мной английским, на что он ответил: «Нет, Мария, я не преподаватель, я бизнес-консультант, но если хочешь, мы можем раз в неделю встречаться и просто разговаривать на английском». В одну из таких встреч он сказал, что мне нужно обязательно ехать учиться в Америку. Из четырех предложенных тогда направлений подготовки, маркетинг был самым близким по роду деятельности к журналистике, его я и выбрала.

О том, что что моя учеба в аспирантуре предполагает дальнейшую преподавательскую деятельность, я даже не задумывалась. Осознала это лишь на втором курсе. Помню, что с ужасом думала, как же буду преподавать предмет на неродном языке, как буду доносить информацию до своих студентов.

Кто из преподавателей повлиял на Вашу карьеру и взгляды?

Кого-то конкретного вспомнить, к сожалению, не могу, в памяти собирательный образ. В жизни было много преподавателей и для меня важно не то, что они преподавали. Важно, какими они были и какие человеческие качества я от них переняла.

Какую роль в Вашем профессиональном становлении сыграл Университет?

В Университете я научилась быть любопытной. Интерес, любознательность, познавательный процесс не дают человеку состариться. Мне и сейчас любопытно изучать что-то новое. К примеру, помимо работы, я стала увлекаться йогой. Университет воспитал во мне способность наслаждаться самим процессом познания.

Вы учились и в России, вернее − в СССР, и в Америке. Чем, по Вашему мнению, отличается высшее образование России и США?

Когда я училась в Эстонии и в России, от нас требовали правильный ответ на вопрос – либо знаешь, либо нет. В Америке утверждают, что нет единственно правильных ответов. Образование там очень гибкое, оно поощряет процесс мышления. Есть понятие – ничего страшного, сделай ошибку, это не страшно, если ты готов учиться на этой ошибке. Я постаралась взять все хорошее из советской системы образования и американской.

Какие качества Вы цените в своих студентах, какие требования предъявляете к ним?

Я смотрю на своих студентов глазами профессионального маркетолога. Первый вопрос в маркетинге – кому нужен мой продукт? Когда я прихожу на первую лекцию, смотрю и думаю, на кого я ориентируюсь в аудитории, кто мой потребитель. Знаю, что кто-то из студентов приходит за оценками, другие за знаниями. Сразу поясняю студентам, что моя преподавательская философия ориентируется на знания, не на оценку. Считаю, что оценка в любом случае придет вместе со знаниями. Люблю студентов, которые хотят учиться.

Какие бы советы Вы дали студентам-журналистам, которые хотят реализовать себя в сфере маркетинга?

Тем, кто желает связать свою жизнь с маркетингом, нужно в первую очередь воспитать в себе внутреннюю честность, интересоваться культурой и научиться уважать потребителя. Механизмы маркетинга изучить не сложно, важно понять сущность потребителя, чем он живет, дышит. Думать не о своем продукте, а о том, кто будет его потреблять.

Дополнительная информация:

Профессор Мария Князева преподает в Школе бизнеса Университета Сан-Диего с 2003 года. Сфера ее научной и преподавательской деятельности − международный маркетинг. Результаты исследований Марии нашли свое отражение не только в узкоспециализированных журналах (Journal of Business Research, Journal of Consumer Behavior, Journal of Food Products Marketing and Consumption, Markets and Culture Journal), но и в документальных фильмах, которые были представлены на международных конференциях в Бразилии, Великобритании и Японии.

12 сентября 2017

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль