Клюев Ю. В. ДЛЯ ФАКУЛЬТЕТА 60 ЛЕТ — ВОЗРАСТ НЕ ПЕНСИОННЫЙ

Ю. В. Клюев, старший преподаватель кафедры радио и телевидения, выпускник факультета журналистики СПбГУ 1996 г.

ДЛЯ ФАКУЛЬТЕТА 60 ЛЕТ — ВОЗРАСТ НЕ ПЕНСИОННЫЙ

Я поступил на факультет журналистики в 1991 году. Время было переломное, во многом хаотичное. Советская система перестала функционировать, и страна входила в новый этап — либеральный. Журналистика в те годы переживала расцвет, люди зачитывались газетами, росли тиражи изданий. Под лозунгом свободы слова на публичное обсуждение выносились противоречивые явления действительности, вопросы, связанные с дальнейшим развитием страны. Общественная жизнь кипела: гласность, демократия, плюрализм мнений разбудили людей. Можно сказать, что общественная ситуация тех лет и новая, недоступная ранее, возможность открытого выражения своего мнения обусловили мой выбор профессии.

Помню, что, когда мы уже были зачислены на факультет после вступительных экзаменов, 19 августа произошли события в Москве, связанные с образованием ГКЧП. Но к первому сентября ситуация стабилизировалась, и мы благополучно начали обучение. Экзаменов у нас было четыре, сегодня абитуриентам легче. Первыми преподавателями, которых я узнал на факультете, были Г. Н. Петров и А. Н. Тепляшина, они работали в приемной комиссии.

В плане благоустройства факультет представлял собой тогда печальное зрелище: немытые окна, разваливающаяся мебель. Курили прямо в коридорах, а некоторые преподаватели даже и в аудиториях. Но, несмотря на все это, на факультете всегда царила очень дружеская и демократичная обстановка. Студентов было меньше, чем сейчас, да и кафедр тоже, поэтому все друг друга знали. Преподаватели очень тепло относились к нам. В. С. Соколов, профессор кафедры зарубежной печати, П. С. Карасев, С. В. Смирнов с кафедры журналистского мастерства, Л. А. Рукавишников с кафедры радио и телевидения — это люди, которые прививали нам трепетное отношение к журналистике как к профессии, привили ответственность за свои слова, сказанные или написанные, научили внимательно и бережно относиться к аудитории.

Курс наш был очень дружный: хотя впоследствии мы и не собирались все вместе, с некоторыми людьми продолжаем общаться до сих пор. Вместе со мной учились Марина Евстрахина, ныне Алла Довлатова, ди-джей «Русского радио», Игорь Акопян, ставший заместителем главного редактора областной газеты «Вести», Олег Воробьев, будущий главный редактор газеты «Гаудеамус». Была у нас и своя учебная студенческая газета — «Молодой журналист», где многие из нас сделали свои первые шаги в журналистике.

Я начинал с публикаций в газетах: сначала в «Аничковом мосте», затем в «Киришском факеле». Однако заветной мечтой всегда было радио. На одном из занятий по журналистскому творчеству я поделился с М. А. Шишкиной, что хотел бы работать на радио диктором. По ее совету я отправился на Петербургское радио, где меня взяли в качестве практиканта в Дирекцию информационных программ. Работа в информационном отделе сложна и интересна одновременно, и я в полной мере испытал это. После второго курса я уже плотно работал на радио и даже получал неплохой гонорар. Тогда же мне довелось общаться с такими корифеями радиоэфира, как Марина Корнилова и Вадим Чернявский. Было особенно приятно, что на факультете с уважением относились к студентам, которые уже работали по профессии. Не могу сказать, что были какие-то льготы или поблажки на экзаменах и зачетах, нет, этого не было никогда и, думаю, нет и сейчас. Просто было понимание того, что человек ориентирован на избранную специальность, старается получить максимальные навыки в редакции, с которой он сотрудничает, и при этом старается учиться. Но все же получать высокие оценки и работать в редакции было крайне тяжело.

Вообще мы с преподавателями легко находили общий язык, понимали друг друга, и в то же время всегда существовала особая этика поведения студента и преподавателя, этакий дух Университета, сочетание мудрости, традиций и воспитания.

Так уж получилось, что путч был не единственным потрясением, случившимся во времена моего студенчества, за августом 1991-го последовали события октября 1993-го. Но мы, студенты, были настроены довольно аполитично, быть может, оттого, что просто не понимали, что происходит и к чему, собственно, приведет эта трансформация жизни. Гибель империи постепенно переросла в фарс, люди смирились с происходящим. Нет, это не значит, что всем было безразлично то, что происходит, просто каждый вынашивал индивидуально те выводы, к которым он приходил, не особо делясь ими с окружающими. Но, конечно, общая оценка происходящего была негативной.

Сейчас я сам преподаю на факультете журналистики и могу сказать, что по сравнению с годами моего обучения здесь факультет очень изменился, причем в лучшую сторону. Отремонтированы аудитории, закуплено современное техническое оборудование, у студентов есть даже возможность бесплатного выхода в Интернет. Проводятся фотовыставки, кинопоказы. Несмотря на то, что в этом году факультету журналистики исполняется 60 лет, он находится в отличной спортивной форме. Такой поджарый мальчуган, который может еще многое сделать. И если для человека 60 лет — это время выхода на пенсию, то для факультета это только начало реализации накопленного потенциала. И есть уверенность, что так и будет.

Записала Ю. Пухова

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль