Мартыненко Т. В. ВЫСШАЯ ШКОЛА

Т. В. Мартыненко, гл. редактор отдела информации «Радио России», выпускница факультета журналистики СПбГУ 1971 года

ВЫСШАЯ ШКОЛА

Вспоминаю 1966-й, год моего поступления в университет, — очень интересный год. Мы были последние, кто заканчивал 11 классов, и вместе с нами заканчивали те, кто уже учился десять лет. Получился такой двойной выпуск.

Я поступила на немецкое отделение филологического факультета. Днем работала на заводе, в обеденный перерыв делала домашнее задание, а вечером бежала на занятия. Помимо этого очень серьезно занималась спортом. По-настоящему.

Экзамены в университете сдавала хорошо, хвостов не было никогда, а потом задумалась: а надо ли мне пять лет посвящать немецкой грамматике, немецкой филологии? Решила, что нет, и со второго курса перевелась на дневное отделение факультета журналистики. Честно говоря, не очень представляя, что это такое, потому что в голове никогда не держала эту профессию. И вот я начала изучать журналистику.

Факультет был у нас просто замечательный. Двойной выпуск взвинтил конкурс — было примерно одиннадцать человек на место. Естественно, отобрали лучших, ребят без опыта работы приняли всего несколько процентов. Может быть, четверть на нашем курсе. Остальные были взрослее нас: среди них парни, которые отслужили армию и уже приобрели какой-то жизненный опыт. Тоже еще молодые, конечно, но повзрослее, чем мы, — очень ответственные ребята. И учиться в этом смысле нам было очень хорошо, потому что это были серьезные защитники, они нас наставляли, за нас боролись; многие были уже членами партии.

В те времена ведь как: осенью весь курс выезжает на картошку, затем практика, а потом стройотряды. Стройотряды — это был непременный атрибут студенческой жизни. Не все, конечно, но процентов семьдесят моих однокурсников уезжали в стройотряды: это была не только хорошая школа, но и возможность заработать деньги практически на весь год для тех ребят, кто жил в общежитии. Они, особенно мальчишки, приезжали с очень хорошими деньгами, жили на них и еще родителям своим помогали.

Я ленинградка, жила дома, необходимости особой работать не было, хотя однажды тоже захотела поработать на заводе. А секретарь нашего факультета, замечательный человек, Нина Семеновна Ложкомоева — она просто не дала мне справку. Сказала: нечего тебе работать, у тебя нет такой необходимости, займись лучше другими делами. А тем ребятам, которым нужно было, конечно, разрешение выдавали всегда.

Вспоминая те времена, могу сказать: мы как будто из школы перешли тоже в школу, только высшую. Нина Семеновна звонила нашим родителям, говорила: «Знаете, ваша дочка подружилась с каким-то парнем, мне он не очень нравится, вы посмотрите там, чтобы ничего плохого не было». Следила за нашей успеваемостью, посещаемостью. Строгая была, но мы ее очень тепло вспоминаем.

Самое главное, что у нас тогда было — очень сожалею, этого нет у современных студентов, — летняя производственная практика в любой точке СССР. Приходишь в отдел практики, а там карта Советского Союза висит. Куда бы хотелось поехать? Во-первых, что-то предлагают. А знаете, я туда хочу — ткнула пальцем. А давайте… Созванивались, тебе выписывали подъемные на билеты туда и обратно, выдавали стипендию — и на практику. Если повезет, тебе еще и гонорар какой-то заплатят. К нам относились как к молодым, еще не очень опытным, но достаточно серьезным сотрудникам.

На факультете мы были очень дружными. Даже шутили, что если нас переведут на казарменное положение и придется жить на факультете, мы ничуть не пожалеем. Нам будет очень весело вместе. Мы много времени проводили в общежитии у ребят, выезжали куда-то за город, ходили в кино, в театр, на демонстрации в ноябрьские праздники, в первомайские праздники — весь факультет во главе с нашим деканом А. Ф. Бережным, с преподавателями. Это было какое-то единение, мы всегда были вместе, очень помогали друг другу во всех смыслах. Обязательно приходили друг другу на помощь и даже дружим до сих пор.

Наш выпуск — 1971 года, в то время еще было распределение, которого нет сейчас. Защитили диплом, сдали госэкзамены, и нам предлагают, куда можно уехать. Я уехала на Таймыр, на самый-самый крайний Север, в город Дудинка. И ничуть об этом не жалею, потому что сейчас мне проще побывать в Америке, а на Таймыре я больше никогда в жизни не буду. Не узнаю, как сейчас живет тундра. А тогда все это было возможно. И там выпускников Ленинградского университета действительно ждали, потому что мы были хорошо, по-настоящему хорошо подготовлены. Была прекрасная база. Ведь что такое обучение в университете — это не только студенческие практики и подготовка учебных программ. Это прежде всего тот фундамент, на котором вы дальше уже выстраиваете здание своих профессиональных знаний. Университет дает хорошую методологию, он учит учиться, а учиться нужно всю жизнь.

Конечно, было тяжело. Потому что очень много приходилось читать, список обязательной литературы был просто необъятный. Но читали, и щеголяли друг перед другом; нам хотелось быть образованными. Широкий круг интересов, знания литературы мировой и отечественной — это высоко ценилось в наше время.

Во время экзаменов друг другу помогали, писали шпаргалки, списывали. Сейчас я преподаю на факультете и знаю, что преподаватель всегда видит со своего места и кто списывает, и кто шпорит, и кто подсказывает. Просто преподаватели тоже люди, а если студент не знает ничего — тут уж никакая шпаргалка не поможет, и преподаватель его тут же, что называется на нашем жаргоне, «вынесет».

Был со мной такой случай. Поскольку я училась на филфаке, то по сравнению с остальными ребятами у меня была хорошая языковая подготовка. И я сочла возможным просто не готовиться к экзамену по немецкому. Решила, что предыдущие знания меня вывезут. А вот не вывезли. То есть я, конечно, его сдала бы, но наш преподаватель немецкого языка Тереза Ивановна Ворошилова сказала: «Я тебе ничего не буду ставить. Вот иди и подготовься. Потому что ты можешь и должна сдать лучше — и ты сдашь». Мне было очень стыдно. Я подготовилась и пересдала на пятерку.

Гуманитарные науки мне давались хорошо. И хотя политэкономию нельзя назвать точной наукой, но именно с ней были проблемы. И моя честная тройка по политэкономии, даже две тройки — по политэкономии капитализма и социализма — эти тройки добыты кровью. Они стоили дороже, чем пятерка по любому другому экзамену.

Литературу зарубежную и русскую вели преподаватели с филфака. Это были глыбы. Галина Васильевна Рубцова читала у нас зарубежную литературу эпохи Возрождения. Это был человек просто уникальных, космических знаний. Допустим, она нам читает Данте — и вдруг переходит на итальянский; читает французскую литературу — переходит на французский. Шекспир — она переходит на язык Шекспира. Я до сих пор очень люблю зарубежную литературу благодаря, наверное, Галине Васильевне Рубцовой.

Самыми добрыми словами вспоминаю Виктора Борисовича Дубровина — руководителя диплома. К сожалению, он рано умер, но как курировал мой диплом, как он бережно и ответственно к нему относился — я больше таких преподавателей не видела. Я работала над дипломом, а он меня вел. Ведь диплом — это тоже хоть и маленькая, но научная работа. И Виктор Борисович вел меня по истоку этого научного пути.

Петр Самуилович Карасев — куратор нашей группы. Это как в школе классный руководитель. В буквальном смысле слова, потому что он не только читал лекции и вел практические занятия: мы часто бывали у него дома. У нас была группа из десяти человек, а у него крохотная квартирка, жена, трое детей — и нас всегда там ждали. Ведро картошки варили, капусту. Засиживались у него вечерами. Петр Самуилович бывал и у нас в гостях. Вся группа очень часто бывала у меня дома. Неожиданно нагрянем — все, что было в холодильнике, на стол. Почему-то все у нас было связано с картошкой и квашеной капустой. Петр Самуилович был уже человек в возрасте, с семьей; тем не менее он находил на нас время, от сердца отдавал.

Мне кажется, нашим нынешним студентам не хватает времени на дружбу, они заняты поиском работы. Я понимаю, что этому есть объективные причины, но жаль, что упускается многое из того, что нужно взять, вынести из этого студенческого времени. Потом не будет такой возможности. Это уникальное время: самое лучшее, самое светлое связано со студенческими годами, поэтому я всегда очень сержусь, когда кто-то говорит: «Ну что там наш факультет мне дал?» Он дал тебе ровно столько, сколько ты захотел у него взять, потому что возможности предоставлены колоссальные. Были ребята, которые приехали из глухой провинции, — и они впитывали в себя ленинградскую культуру, как губка. Впоследствии это стали интеллигентнейшие, образованнейшие люди, которые не меньше нас любят наш город, которые не меньше нас его знают. В этом городе они родились и состоялись как специалисты, заложили основы своего будущего профессионализма и общей культуры.

ФОРМУЛА УСПЕХА

Если очень коротко — то знать и хотеть. Сейчас возможности колоссальные, и если человек подготовлен и хочет работать там, где он хочет работать, — то он будет работать. Нужно постараться, используя и пополняя знания по совершенно разным отраслям и сферам жизни. Ведь нет ничего лишнего, ни одного звена. Все это нужно знать.

Записала О. Смирнова

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.