Ковтун В. Г. СЭСТРА — КОЛЫБЕЛЬ ФАКУЛЬТЕТСКОГО РАДИО*

В. Г. Ковтун, доцент кафедры радио и телевидения, выпускник факультета журналистики СПбГУ 1966 года

СЭСТРА — КОЛЫБЕЛЬ ФАКУЛЬТЕТСКОГО РАДИО*

Неблагодарное это дело — воспоминания о делах давно минувших. Тем более, став зрелыми, опытными, не все дела своей молодости мы воспринимаем положительно, без некоей иронии, скепсиса, улыбки. Но СЭСТРА! Как много мы успели! А как работали, не думая о времени, о деньгах, критикуя и помогая друг другу.

А как же это все начиналось? Придется сказать немного о личном... На втором курсе мы с моим однокурсником и другом Валерием Корневым, ныне собственным корреспондентом «Известий» по Волгограду и Калмыкии, пошли в Дом Ленинградского радио попробовать свои силы в радиожурналистике. Шел 1963-й год. Факультета журналистики еще не было, мы учились на отделении журнали-стики филологического. И вот мы в детской редакции. Валера написал какие-то сказки для детей, а мне предложили подготовить репортаж из школы, рассказать о делах пионерской дружины. Нам верят: ведь мы второкурсники университета, за плечами армия и опыт военкоровской газетной работы. Показали, как надо управляться с магнитофоном «Репортер-3». Скорость лентопротяжки у него составляла не 9,5, как у нынешних профессиональных репортерских магнитофонов, а 19,5 см в секунду! Да и стирающих головок у него не было. Размагничивали запись в студийных условиях специальным устройством — дросселем. Поэтому взял с собой несколько катушек, проверил питание и пошел на свой первый радиорепортаж.

Что у меня премьера, никто из героев будущего репортажа не знал. А записывал я их, как говорится, с упоением. Жаль только, что пленка очень быстро кончалась в кассетах! Многих «поселил» я в свой репортаж, учителей, пионеров, вожатых, даже уборщице тете Клаве нашел место, ну и себе, разумеется... «Мучил» своих героев несколько часов, затем в Дом радио — на перезапись и монтаж. Монтировали, как сейчас помню, с оператором Маргаритой Клыковой, тогда еще совсем молоденькой девушкой, да и я был молод. Работалось нам интересно, вырезали лишние слова, переставляли местами фразы, чистили оговорки и т. п. Закончили монтаж где-то после двенадцати ночи. Сейчас трудно представить себе такой фанатизм в работе, да и какой оператор согласится на такие сверхурочные! Но репортаж был готов. Послушали. Мне очень понравилось, не знаю, как М. Клыковой. Дело было весной. В Питере набирали силу белые ночи. Настроение прекрасное!

Завтра иду на сдачу репортажа Е. Киссельер — редактору «Пионерского вестника». Редактор слушала внимательно. По лицу трудно было понять — пойдет или нет. И вот последние слова: «Репортаж подготовил наш внештатный корреспондент Валентин Ковтун». В кабинете тишина. А затем слова — приговор: «Валентин, в таком виде репортаж не пойдет. Слишком велик по объему...» Разговор был долгим, нелицеприятным. Я горячился, хотел отказаться от переделки... Но редактор была женщиной терпеливой. Смогла убедить меня в своей правоте.

Я снова в операторской. Словно лоскуты кожи, сдирал живьем, выбрасывая, метры пленки, строго следуя редакторской правке.

Из 15-минутного репортажа сделал 4-минутный! Материал стал более интересным, динамичным, радийным. Тогда еще раз убедился в правоте мудрых: «Краткость — сестра таланта». Тогда же понял, что в радиожурналистике я ничего не смыслю и мне предстоит много учиться этому ремеслу. И учился у таких асов радиожурналистики, как М. Фролов, А. Вьюник, Т. Богловский и др. Они тогда блистали в ленинградском и всесоюзном радиоэфире. Позже моя дипломная работа была посвящена именно радиорепортажу.

Почему так подробно вспомнил свои первые шаги в радиоэфире? Возможно, потому, что затем, когда А. Ф. Бережной пригласил меня заведовать кабинетом радио и телевидения, захотелось уберечь от ошибок своих молодых коллег, тех, кто решил пробовать свои силы в радиожурналистике. Тогда же родилась идея создать экспериментальную учебную радиостудию. Название пришло позже. Кабинет располагался на первом этаже в левом крыле филологического факультета. В нем несколько «Репортеров-2», «Репортеров-3», два МЭЗ-15, бытовой катушечный магнитофон МАГ-8. Словом, техники негусто, да и та «БУ». Пленку, тоже бывшую в употреблении, пришлось добывать на Ленинградском радио.

После рекламного объявления на факультете и публикации в стенной газете о создании учебной радиостудии в кабинете радио и телевидения собрались желающие попробовать себя. Первенцы всегда запоминаются хорошо: Света Улизко, Олег Сатаев, Юлия Мотылькова, Николай Визирякин, Тамара Диева, Татьяна Мартыненко, Тамара Чесняк... Все они стали потом прекрасными журналистами радио, телевидения, газет Ленинграда и страны.

Первое собрание было долгим, шумным. Идей было много, возможностей мало (имеются в виду технические), веры в свои силы предостаточно... Тогда же родилось название будущей радиостудии — СЭСТРа (студенческая экспериментальная студия радио). Все сошлись на том, что передачи наши будут резко отличаться от официозных, устоявшихся, что они будут экспериментальными! Распределили обязанности, начали собирать музыкальные отбивки, экспериментировали с первыми позывными СЭСТРы... Сначала пришлось немного поучиться азам радиожурнали-стики. Перед сэстровцами выступали Матвей Фролов, Лазарь Маграчев, Игорь Масленников, Анатолий Вьюник и другие мастера. Работали с голосами, звуком, шумами... Предоставим слово первой сэстровке Светлане Улизко:

«Студенты нашего второго курса (поступили в 1967 году) видели себя только газетчиками. Прекрасное далеко средств электронной журналистики смогли понять на каком-то совершенно необъяснимом интуитивном уровне сознания очень немногие. И когда на факультете появилось объявление о том, что создается экспериментальная студия радио, туда пришли избранные. Их можно было пересчитать по пальцам: Олег Сатаев, Ира Дворникова, Олег Вдовин, Гена Викторов... Они первыми на факультете добровольно отдали себя во власть могучих электронных монстров — радио и телевидения. И это было удивительное рабство.

В одном из бесчисленных закутков филфака была выстроена студия. Вспоминается сейчас то чувство полета, которое испытывал „сэстровец“. Ты в застекленной кабинке. Ты и микрофон. Ты говоришь, и твой голос прячется в огромных вращающихся бобинах с пленкой. Запись закончена. Из скромности слушаешь себя только один раз. А хотелось бы больше. И, поверьте, надоесть себе самой было бы невозможно…

Помню одно из первых занятий. Олег Сатаев принес забавную штучку. Какой-то свой „джеймсбондовский“ рассказ. Его надо было озвучить. Там были такие слова: „На этой земле нет белых пятен. Все изучено, загажено, заплевано…“ Озвучить требовалось женским голосом. Одна студентка прочитала, потом Ира Дворникова. Проводился своеобразный конкурс на эту роль „все знающего голоса“. Эти строчки „сэстровки“ прочитывали своими обычными голосами. Я изменила голос. Сделала бас. И меня, как говорят в „Дуэт-Академии“, „искупали в аплодисментах“. Признали первенство за мной.

Экспериментируя, мы понимали, что творить чудеса в наших силах. Сколько километров пленки было изрезано и склеено... Никто не считал. Как и своего времени, отданного на занятиях в радиостудии. Но ведь время для того и нужно, чтобы его на что-то тратить. Мы тратили его с удовольствием на „СЭСТРу“.

Чуть позже она перебралась на последний этаж старого здания журфака. Весь этаж опутали проводами. И студийцы в перерывах между лекциями развлекали всех своими передачами. Правда, в коридорах было так тесно и шумно, что вряд ли можно было что-то разобрать. Но нас это нисколько не волновало: мы творили себя и свою радиожурналистику!

Наше творчество признал, видимо, и тогдашний декан факультета Александр Феодосеевич Бережной. Пришел как-то к нам в студию и дал интервью о делах факультета. Страха, конечно, натерпелись. Его побаивались. Надо было эту боязнь побороть (этому мы тоже учились на занятиях в СЭСТРе). Не показать, что у тебя что-то внутри дрожит. Не знаю, удалось ли. Но тогда, после записи, на радостях решила похвалить декана. Сказала, что он выступил как настоящий декан. Что декан должен быть — во! И показала ему свой высокоподнятый над головой кулак. Мне почудилось, что не я, а он посмотрел на меня со страхом.

Мы росли. Нам уже мал стал опутанный проводами факультет. Мы добрались до Дома журналиста. Этот Дом на Моховой факультет снял для одного из своих вечеров. И в назначенный час по его фойе оглушающе разносилась с каким-то странным эхом наша радиокомпозиция. Нас не огорчало, что ее мало кто мог слышать. Все были в зале, на концерте. Мы, сэстровцы, слушали себя и наслаждались. Нарциссы, да и только».

Вот такой запомнилась СЭСТРа Светлане Улизко, которая после того случая с басом часто являлась соавтором Олега Сатаева. Чуть позже они стали мужем и женой, поженились Николай Визирякин и Тамара Диева. Сейчас факультет журналистики закончил их сын Костя Визирякин, разумеется, по кафедре радио и телевидения. Кстати, по этой кафедре осваивает мастерство радиотелевизионной журналистики Ирина Корнева, дочь моего друга и соратника по первым шагам в радиоэфире.

Впрочем, стоит чуть подробнее сказать о том, чем же мы занимались в СЭСТРе. Мы экспериментировали. С голосами и звуком, использовали эффект «эхо» и ревербератор. В студии навсегда поселился запах клея для склейки пленки, присутствовало постоянное желание творить свое радио. Сэстровцы брали интервью у известных людей университета, города и страны, вели репортажи из театров, с вы-ставок, из студенческих аудиторий, клубов и общежитий. Мы вышли и на международную арену (пока, правда, заочно). Брали (инсценированные по газетным и журнальным публикациям) интервью у известных всему миру битлов, М. Монро, Ива Монтана, президентов и премьеров государств мира, создали свой радиотеатр (в эфир прошла серия фантастических радиопостановок о похождениях Джеймса Бонда в советской стране. Автор постановок был Олег Сатаев, озвучивали сэстровцы и студенты филфака).

После создания на факультете кафедры радио и телевидения СЭСТРа стала ее своеобразным учебным подразделением. Программы учебной радиостудии звучали на факультетской радиосети 2–3 раза в неделю.

Второе дыхание СЭСТРа получила тогда, когда ее возглавила Татьяна Васильева, тогда аспирантка, ныне доцент кафедры РТ. К счастью, Татьяна Викторовна недавно нашла в своих архивах план работы СЭСТРы в 70-е годы, думаю, тем, кто собирается возобновить работу СЭСТРы, будет интересно ознакомиться с ее рубриками тех лет:

1. «Адреса факультетских дел» — информация о событиях, фактах жизни факультета. 2. «Комментарий недели» — анализ важнейшего события факультетской жизни на минувшую неделю. 3. «Трибуна комсомольского работника». 4. «Наша творческая лаборатория» — рассказ о лучших работах студентов. 5. «Круглый стол» студенческой группы» — рассказ о лучших группах на факультете, о проблемах в студенческих группах. 6. «Микрофон первокурсника» — о проблемах адаптации и т. д. 7. «Клуб репортерских встреч» — выступления журналистов, репортажи о встречах с ними. 8. «По родной стране» — рассказ о студенческих практиках. 9. «Интерклуб СЭСТРы» — о жизни иностранных студентов на факультете, встречи с ними. 10. «Твой выпускник, факультет» — зарисовки о выпускниках, встречи с ними. 11. «Студенческий стадион» — о спортивных событиях. 12. «Что, где, когда?» — информационная служба СЭСТРы. 13. «Дискотека СЭСТРы».

Как видим, и тогда программы СЭСТРы были достаточно разнообразны и интересны. Основными в радиопередачах были вопросы успеваемости и дисциплины студентов, их трудового и нравственного воспитания. За рамками рубрик остались публикации о шефской работе, смотры-конкурсы, деятельность СНО (студенче-ское научное общество), добровольных народных дружин и т. п.

Сейчас снова слышны в эфире позывные нынешней СЭСТРы. Пусть они будут другие (и позывные, и сами передачи), но пусть в них главным будет эксперимент, поиск своего голоса, неуспокоенность творческая и та дружба, что сплачивала сэстровцев в те далекие 60-е годы. Пусть те, кто любит радио, его многозвучный мир, будут так же, как и мы много лет назад, засиживаться до 12 ночи, создавая свои «шедевры», выражая себя в слове, музыке, в том, что называется волшебным словом «радиожурналистика».

* Впервые опубликовано: Говорит и показывает кафедра РТ: Сб. матер. / Под ред. В. Г. Осинского, Г. Н. Петрова, Л. А. Рукавишникова. СПб., 1997. С. 100–105.

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль