ИВАНОВ Михаил, главный редактор газеты «Невское время», телеведущий, публицист, выпуск 1983 года

Михаил Владимирович Иванов, главный редактор газеты «Невское время», ведущий одноименной программы на телеканале «100 ТВ», автор нескольких книг, выпуск факультета журналистики ЛГУ/СПбГУ 1983 года

«Журналист — это сыщик и писатель»

– Почему после школы Вы решили поступать на факультет журналистики?

– В 9-м классе я выбирал между юриспруденцией и журналистикой: мне одинаково хотелось быть и писателем, и умным, смелым, проницательным сыщиком. Но окончательно решил поступать на факультет журналистики лишь в 10 классе, после того, как я сел писать роман и почувствовал, что это мое призвание. А журналистику я всегда считал самой близкой к литературе профессией.

– Но ведь если хочешь стать писателем — прямой путь на филологический факультет?

– Я понял, к счастью или к несчастью, что для того, чтобы стать писателем, вообще никуда не нужно поступать, но это понимание пришло уже в зрелом возрасте. Писательство — это высокое призвание, которое имеет мистическую природу. Я не думаю, что этот дар можно испортить образованием, но и нельзя научить человека писать. Наверное, можно только помочь ему, если у него есть талант и желание.

– Если так, то стоит ли идти на факультет журналистики? Можно стать экономистом или юристом и затем специализироваться в этих сферах.

– Очень многое зависит от отношения человека к учебе. Бытует мнение, что на факультете журналистики можно просто валять дурака, а потом все свалить на плохое качество обучения. Многие так и делают: списывают свои ошибки, свои слабости на то, что их чему-то там недоучили.

Можно стать журналистом, обучаясь на любом другом факультете, потому что журналистское призвание сродни призванию писательскому. Но если вы хотите поиграть своей судьбой: живите, как хотите, потом станете тем, кем станете. Если вы ставите перед собой осознанную цель стать журналистом, то, я считаю, что вы правильно сделаете, если выберите этот факультет.

– После университета вы стали специализироваться в криминальной журналистике. С чем связан этот выбор?

– Так получилось, что я временно вышел из журналистики в конце 80-х гг., а потом вернулся уже практически в свободную прессу — в газету, которая финансировалась не Обкомом, не Райкомом, а общественным советом. Это были деньги Куйбышевского района, а газета называлась «Аничков мост». Помню, я был совершенно потрясен открывшимися передо мной возможностями. В газете можно было писать практически обо всем. Она заставляла нас думать о таких невероятных вещах, как конкуренция, окупаемость и популярность. Мы «вырастали» в газетах, у которых был заведомо определенный тираж, которые никогда не заботились о рекламе или увеличении читательской аудитории. А тут вдруг мы попали в «джунгли», и оказалось, что мы должны завоевывать популярность, привлекать читателей, и нести за все это ответственность.

Совершенно неожиданно для себя я обнаружил, что мне страшно интересно это ремесло — писать на тему криминала. Оно пробудило во мне творческие инстинкты, некий журналистский нюх. Именно умение отделять интересное от неинтересного я считаю самым главным качеством редактора и журналиста вообще. Вот криминальная тема для журналистов была совершенно новой. И, как оказалось, мы вступали в эпоху криминальной революции, о которой так было много сказано в начале 90-х гг. Бандиты были популярны, были круты, бандиты были при деньгах. О них писали, говорили, потом начали снимать фильмы. И я погрузился в самую гущу этих общественных страстей. Я считаю, что я сделал очень правильный и удачный выбор в то время.

– Сейчас вы не только возглавляете редакцию газеты «Невское время», но и работаете на телевидении, на канале «100 ТВ». Для журналиста важно уметь работать в разных сферах?

– Думаю, что да. Прежде всего, ему должно быть это интересно. Просто в какой-то момент я понял, что круглые столы, которые мы проводили в редакции «Невского времени», наверное, было бы неплохо перевести в телевизионный формат.

Студент – это человек, который только начинает свой жизненный путь, и, для него очень важно попробовать себя в нескольких ипостасях. Человек сам порой не знает, на что он способен, поэтому все нужно пробовать именно в юности, когда много сил и желания. Конечно же, в вашем возрасте я мог бы пожелать только одно: чтобы вы не били баклуши и время не теряли, а пытались найти себя, несмотря на все соблазны жизни, которые ведут очень часто молодых людей к праздному существованию.

– Сейчас много говорят и об универсальном журналисте, который сам придумает тему, напишет текст, снимет сюжет, расшифрует, смонтирует, озвучит. Так это правильно – уметь все понемногу?

– «Все понемногу» – это плохая фраза. Человек должен быть докой в чем-то одном. И при этом пусть он будет хоть трижды универсальный журналист. Сначала нужно найти себя, свою сильную сторону в профессии и на это поставить. Я никогда не испытывал такого драйва, как 20 лет назад, когда работал в очень сырой, очень простенькой по нынешним временам газетке. У меня тогда была какая-то атомная энергия, и я с восторгом, с абсолютным упоением в это погрузился. Это невероятная роскошь иметь возможность писать так, как ты хочешь, и то, что ты об этом думаешь.

Нельзя быть одновременно хорошим и барабанщиком, и флейтистом, и пианистом, и виолончелистом. Можно, конечно, понемногу играть на всех инструментах, но, наверное, лучше все-таки быть виртуозом. Так и в журналистике.

– Вы говорите, что 20 лет назад появилась возможность писать то, что думаешь. Сейчас эта возможность есть?

– Есть у нас свобода слова, я вас уверяю. Люди сами загоняют себя в рамки, когда говорят, что их в чем-то ущемляют. Ну как можно ограничить свободу слова в эпоху Интернета. Когда я читаю блоги, то поражаюсь тому, как мы бездарно пользуемся этой свободой. Сегодня ее предостаточно для мыслящего человека, который хочет состояться в этой профессии. Ну да, не все можно говорить публично, не все можно донести до людей посредством газет и радио, но это не должно вызывать никаких комплексов у здравомыслящего человека.

– А журналистика может полностью уйти в Интернет?

– Вы знаете что только не приговаривали к смертной казни! В свое время приговорили театр, потому что появился кинематограф, потом и его приговорили, потому что появилось телевидение. Сейчас телевидение приговаривают, потому что появился Интернет. Это наша любимая забава — хоронить предшественников. Но остаются и книги, и бумажные газеты. В Японии тиражи консервативных газет — 10 млн. экземпляров. Огромные тиражи в Англии, Франции, Германии. А ведь это компьютеризированные страны. Интернетом нужно переболеть, я думаю. Это просто новое явление, в которое все погружены с головой. Некоторым Интернет представляется панацеей от разных бед, включая несвободу слова. Но когда читаешь что-то в Интернете, то имеешь дело с космосом. А когда читаешь газету — с организацией, которая имеет юридический адрес, по которому можно обратиться с судебным иском, если тебе что-то не нравится. И это существенное отличие от интернет-ресурсов.

– Известно, что в России местные газеты распространяются только в одном конкретном регионе. Исключение — Москва. При этом на Западе нестоличные газеты имеют федеральный статус, к примеру «The New York Times». В чем причина этого явления?

– К сожалению, российская пресса переживает сейчас не самые лучшие времена. Но я надеюсь, что мы опустились до некоего дна, а затем начнется восхождение. Мы катастрофически много потеряли с утратой почтовой доставки. Я согласился бы подписаться на некоторые газеты прямо сейчас, если бы знал, что в 7 часов утра в моем почтовом ящике будет лежать свежий номер, который я буду читать за чашкой своего любимого напитка. Это все то, что есть на Западе, о котором вы говорите. И это все то, что ценится этим самым Западом. В Норвегии каждая семья имеет и местную, и федеральную газету. В России традиционно федеральными газетами становятся только московские. Первые робкие попытки провинциалов сделать федеральное издание были на моих глазах. И «Невское время» в этом смысле медленно, но неуклонно идет по этому пути. Сейчас оно издается во всех городах Северо-Западного региона и в Москве. Поэтому можно сказать, что мы являемся и федеральной газетой. В дальнейшем планируем выходить также и в других городах РФ, потому что абсолютно уверены, что голос Санкт-Петербурга должен звучать по всей России.

– В прошлом году газета «Невское время» вышла в 3D-формате. С какой целью это было сделано?

– Идти в ногу со временем. Так много говорится о модернизации, о новых технологиях, что мы подумали — а чем мы хуже? И пришла в голову идея — сделать газету в 3D-формате. Она была посвящена дню города и вышла 27 мая. С каждым номером читатель получал специальные очки, через которые нужно было смотреть, чтобы появился этот эффект объемного пространства. Разлетелась газета мгновенно, читателям понравилась эта затея. Насколько я знаю, мы были первыми в России, кто на это отважился. Но это не значит, что будущее будет непременно за форматом 3-D. Во-первых, сквозь очки смотреть трудно, во-вторых, сам эффект, видимо, интересен только в первое время, затем надоедает. Тем не менее, мы просто поиграли таким образом и поиграли, на мой взгляд, неплохо.

Беседова Яна Захватова

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов, а также организаций, признанных экстремистскими и запрещенных на территории Российской Федерации.