ОСИНСКИЙ Владимир, доцент кафедры радио и телевидения, выпуск 1962. Осинская Галина, пресс-секретарь Общественного Совета СПб
Осинский Владимир Георгиевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры радио и телевидения, заведующий кафедрой (1983–2001 гг.), выпуск факультета журналистики ЛГУ/СПбГУ 1962 года
Осинская (Георге) Галина Алексеевна, пресс-секретарь Общественного Совета Санкт-Петербурга, сопредседатель попечительского совета музея «Детский Эрмитаж», учредитель журнала «Журнал Виват, Петербург!», выпуск факультета журналистики ЛГУ/СПбГУ 1968 года
«ПРОФЕССИЯ НАМ ДОСТАЛАСЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ. СПАСИБО ,ЧТО ОНА ЕСТЬ».
В этом году факультету журналистики исполнилось 65 лет. Сложно представить, но когда-то мы были всего лишь отделением филологического факультета. О том, какой была жизнь на факультете в 60-е годы ХХ века, мне рассказали Галина Алексеевна и Владимир Георгиевич Осинские.
– Семейные пары на факультетах. Всегда интересно, как это получается?
Г.А.: – Как-то к нам пришел новый преподаватель. И мне однокурсник говорит: «Галка, иди, посмотри в деканате нового преподавателя». Я пошла, вернулась и сказала: «Он не в моем вкусе». Вот с этим человеком «не в моем вкусе» мы недавно отметили 40 лет совместной жизни.
– Когда вы учились, факультет журналистики был лишь отделением. Каким он был?
В.Г.: – Это было золотое время. Это было акме факультета журналистики. Во-первых, мужиков было больше. Во-вторых, выпуск 25 человек. Атмосфера была прекрасная. Иностранцев было много. Пять или шесть монголов, трое албанцев, болгарка.
Г.А.: – На факультете был тогда особый дух, там готовили филологов, воздух был насыщен наукой. Была такая знаменитая 32 аудитория, из нее смотришь в окна и видишь перед собой Неву, а на том берегу Исакиевский, сияющий его купол, и все это каждый день перед глазами.
– Какой была газета «Журналист»?
В.Г.: – Газета была стенная. Сейчас понятие стенная газета утеряно. А жаль. Было две соперничающие газеты «Филолог» и «Журналист». Газета «Филолог» занимала место от буфета до туалета, а наша от туалета до туалета. Если вы были на филфаке, знаете какие там длинные коридоры. Подражали в оформлении «Литературной газете»: копировали верстку, оформление, шрифт. Обычно газета монтировалась ночью. Всю ночь рисовали, девочки печатали на машинке статьи. Самое интересное, редакция не расходилась и утром — ждали первого читателя. Вот вывесили номер и затаились: кто первый подойдет и будет читать?
Г.А.: – Это было замечательно! Собиралась группа, в которую входили люди с разных курсов. Собирались, планировали номер, начиналось написание материалов. Потом опять собирались, читали, спорили, правили. Это не было частью учебной программы. В зачет входила летняя практика, которую мы проходили в газетах крупных предприятий. Вместе с куратором мы создавали свой собственный номер. Это и было зачетом.
– Что вам дало обучение на факультете?
В.Г.: – Было чувство, что ты учишься если не в первом вузе страны, то во втором, это точно. Ощущение причастности к колоссальному организму.
Г.А.: – Будут попадаться люди, которые будут говорить: «Ну и что мне дала эта профессия и эта учеба?» Будут встречаться и те, кто пришли в журналистику с другим образованием. «Вот я работаю в прессе, а у меня диплом другой». Вот этих вторых мне просто жалко, потому что у них нет такого фундамента как у нас. Почему-то в журналистике так можно, ведь, например, невозможно стать балериной, если ты у станка не стоял. А что касается тех, кто считает, что учеба им ничего не дала — таких хоть в Сорбонну пошли, они и там не будут учиться. Я всегда говорю: профессия нам досталась замечательная. Спасибо, что она есть.
А вообще студенческие годы — лучшие годы жизни. Со временем все становится более сыто, более благополучно, но студенчество дает дружбу и связи, которые навсегда. Университет дал мне все. Это точно.
– Какой совет вы бы дали молодым журналистам?
В.Г.: – Брать все не только от учебы, но и от жизни в этом городе. Театры, студии, художники, композиторы: каждый вечер должен быть чем-то наполнен.
Г.А.: – Журналист должен уметь все в своей профессии. Есть те, кто работает только в кадре, не в состоянии обыкновенную заметку написать, перо из их рук падает. А есть наоборот журналисты, которые пишут хорошо, но совершенно не способны слово сказать в эфире и, тем более, сделать телепрограмму. Покоряйте обе высоты!
Беседовала София КУЛАЖКО