Фотографии, выполненные под руководством А. И. Беленького. 2022

Обучение фотожурналистике. Стратегия и тактика

Текст: Александр Беленький, ст. преподаватель кафедры медиадизайна и информационных технологий

В журналистике выделяют три основных вопроса: «Что?», «Где?» и «Когда?». А фотожурналистика в идеале отвечает на другие. Например, на «Как?» и «Почему?». Фотожурналистика – особое средство коммуникации, очень востребованное в медиа. В ее основе – визуальный язык.

На втором курсе в учебном плане образовательной программы «Журналистика» есть дисциплина «Основы визуальной журналистики». Говоря просто – студенты учатся разговаривать с аудиторией на языке фотографии. На том языке, который понятен без слов или с минимальным текстовым сопровождением. Владея не только словом, но и визуальным языком, будущие журналисты повышают свою конкурентоспособность на рынке труда, становясь универсальными, обогащают свой внутренний мир новыми знаниями и творческими навыками. Применяют фотографические знания как в профессиональной, так и в будничной жизни.

В этом семестре я старался давать задания студентам на условные темы, не сковывающие их творческие возможности и в то же время имеющие иллюстративный потенциал для СМИ. Вот, например, некоторые из них:

весенние метаморфозы,

транспортные проблемы,

мобильный транспорт и мобильные телефоны,

автопортрет,

«модная тема»,

животные в городе.

Распространено мнение, что фотографирование – дело простое. Современные средства фиксации позволяют сделать «слепок» с реальности моментально и не прикладывая усилий. Кажущаяся легкость получения фотоснимков играет недобрую службу, позволяя неискушенным фиксаторам донести до аудитории лишь примитивный, поверхностный взгляд на то видимое, что находится перед объективом. В современной медиасреде этот бесконечный и нефильтрованный поток фотоизображений создаёт иллюзию избыточности. Возможность цифровых манипуляций для изменения фактологии снимка сеет чувство недоверия к фотографии в целом.

В журналистике же фотография – документ. Важна нерукотворность: получение изображения механистическим путем – одно из природных свойств фотографии, которое делает её мощным средством объективного высказывания. «Отношение к снимку как к куску действительности, преподнесенному как бы в чистом виде, – один из секретов его воздействия», – писала исследователь Ирина Бальтерманц в своей работе «Специфика содержания и формы фотожурналистики».

Стратегия обучения фотожурналистике складывается из четырёх составляющих:

теория

практика

визуальная культура и эрудиция

критика и самокритика

На втором курсе студенты учатся снимать одиночное фото как визуальное высказывание. Важно уметь создавать технически и композиционно грамотные, сюжетные фотографии как самостоятельные визуальные высказывания, интересные зрителям.

Теория

Фотожурналистика существует на стыке техники и творчества, поэтому владение фотокамерой, как инструментом, знание основ композиции очень важны.

Знаменитый французский фотограф Анри Картье-Брессон говорил: «Техника важна только в той мере, в какой ты должен овладеть ею, чтобы передать свое видение реальности». Многократный призер World Press Photo, российский фотожурналист Владимир Вяткин отмечает: «Настройки камеры – это инструменты вашего визуального языка. Выставляя определенные значения, получаем фото, которое соответствует замыслу и наиболее точно передает мысль зрителю».

Практика

В фотографии невозможно добиться успеха без собственного опыта, приобретения навыков, удач и неудач. Нужно снимать часто, лучше – ежедневно. Собственный фотографический опыт – ключ к успеху. Только наблюдая и пытаясь воплотить мысли и ощущения в снимках можно развивать вИдение, освоить и выработать свой собственный визуальный язык. Хорошо получать задания на фотосъёмку, тяжелее искать информационные поводы самому. Каждая фотосъёмка – это «обязательная программа» (формальное задание) и плюс «произвольная программа» («выставочные» снимки). Следующий этап – научиться снимать серийные жанры: продумывать темы и воплощать их в фотоистории, понимая, как работает фотографический ряд и драматургия межкадрового монтажа.

Визуальная культура

Визуальная культура – это «насмотренность» снимками мастеров фотожурналистов, своего рода визуальная эрудиция. Невозможно стать хорошим художником, музыкантом, фотографом без знания культурного наследия прошлых поколений. Знаковые исторические фото – визуальная память общества. Наше видение и фотографический язык есть производное внутренней визуальной культуры и эрудиции. Для «визуалов» особенно важны фильмы.

Критика и самокритика

Мнение о снимках со стороны очень важно, не стоит пренебрегать критикой коллег, но всегда стоит прислушиваться к себе и быть самокритичным. Иногда мнения старших и опытных мэтров оказываются полностью противоположными, но единственного «правильного» мнения не существует. Фотография не спорт, где истину можно вычислить в секундах и килограммах: кто быстрее, а кто сильнее. В фотографии и фотожурналистике мнения почти всегда оценочные. Прислушиваться ко всем, анализировать, но делать то, что считаете правильным. Полезно также участие в различных фотоконкурсах. Лишь сопоставляя свое видение с высказываниями других фотографов можно понять, где ты, на том ли языке разговариваешь со зрителями.

Всего страниц 66

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.