Фотографии, выполненные под руководством А. И. Беленького. 2024
О фотожурналистике просто
Фотография и фотожурналистика – понятия родственные, но не идентичные.
Фотография может быть просто красивой. Например, необычный пейзаж, морской закат или автопортрет «Я - такая». Но для журналистского снимка простой красивости мало. Как правило, фотожурналисты своими снимками передают читателям какую-то информацию, подтверждают случившиеся события, иллюстрируют факты или могут рассказывать истории. Рассказывать не словами, а фотографиями, или, говоря правильно, визуальным языком. В отличие от простого пишущего журналиста, фотожурналист обязан быть на месте события. Взять интервью, услышать мнение эксперта, можно по телефону, репортаж о спортивных соревнованиях можно написать, прочтя эмоциональные высказывания участников и зрителей в социальных сетях в интернете, но снять, например, фотографический портрет без самого человека невозможно. Фотожурналист - всегда очевидец!
В фотожурналистике нет места вымыслу или постановке, которые случаются в творческой фотографии. Это в идеале! Мы не можем говорить неправду даже картинками, поэтому требования к репортажной фотографии очень строги. Если любое творение художника,- даже если оно основано на реальных событиях - творческий вымысел, то фотограф всегда снимет то, что находится перед его фотокамерой. Сам процесс механического копирования реальности заставляет зрителя верить снимкам. Это одно из природных свойств фотографии – передавать ощущение мгновенности, случайности, неинсценированной действительности. Снимаем жизнь, как есть - и никакого фотошопа! Постановка и умеренная режиссура допускается в единственном случае, когда мы снимаем портрет.
Для студентов Санкт-Петербургской Высшей школы Журналистики и Массовых Коммуникаций фотография - только часть профессии, ведь кроме владения камерой они должны уметь писать тексты, быть грамотными дизайнерами, верстать полосы газет и журналов, разбираться в шрифтах и еще немного снимать видеосюжеты. У каждой редакции могут быть свои, не схожие требования к фотографии, поэтому современный фотожурналист, как универсальный солдат – должен уметь снимать совершенно разные сюжеты: спорт и портрет, интерьер и репортаж, и еще многое другое. На этом построены все задания предмета Основы Визуальной Журналистики. И каждая снятая фотография должна быть информативна, правдива, интересна, да и просто красива. Учиться «разговаривать» визуальным языком – непростое дело.
Александр Иосифович Беленький