О кафедре

КАФЕДРА МЕДИАДИЗАЙНА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Т. (812) 3636 1111 (доб. 3424)
visual@jf.pu.ru

Зав.кафедрой, доцент, кандидат филологических наук - Александр Васильевич ЯКУНИН

Преподаватели кафедры

Публикационная активность научно-педагогических сотрудников кафедры в системе Pure

Кафедра медиадизайна и информационных технологий — одна из старейших на факультете, при этом наиболее открытая будущему. В 2009 году она отметила свой 40-летний юбилей. У ее истоков стоял Борис Аркадьевич Вяземский — один из авторов знаменитого «Справочника журналиста», по которому учились несколько поколений журналистов. До 2012 она именовалась кафедрой производства и оформления газеты, организации средств массовой информации, визуальной журналистики и дизайна периодических изданий. За прошедшие годы на формирование научно-практической школы кафедры оказали влияние профессионалы с мировым именем – у нас работали, например, В. А. Никитин, известный фотограф и историк фото, автор и куратор российских и зарубежных выставок, создатель школы анализа документальной фотографии, и С. Я. Максимишин, неоднократный призер World Press Photo, фотограф журналов Stern (Германия) и Geo.

Практическая ориентация преподавания на кафедре

Практико-ориентированный профиль кафедры обеспечивал ее выпускникам стабильное трудоустройство с первых лет работы коллектива кафедры. Специализация кафедры остается по преимуществу практической и сегодня. Основные направления обучения на кафедре включают:

медиадизайн (дизайн и редизайн для всех типов медиа, включая веб-дизайн, проектирование приложений и 3D-анимацию) для журналистики, рекламы и пиар;

фотожурналистику, бильд-редактирование и иллюстрирование для медиа и книжной индустрии, а также взаимодействие слова и изображения;

инфографику, в том числе динамическую и интерактивную;

медиатехнологии (от печатной до мобильной журналистики) и организацию работы редакции;

новые медиаформаты, в том числе в сфере 3D-анимации, rich media и digital publishing.

Кафедра обеспечивает преподавание в том числе базовых дисциплин – «Техника и технология СМИ», «Дизайн в СМИ» и «Основы визуальной журналистики». Не меньшее внимание уделяется профильному образованию, поскольку кафедра является одной из профилизационных кафедр факультета журналистики. С 2020 года кафедра реализует магистерскую программу «Визуальные коммуникации в журналистике и рекламе» совместно с кафедрой рекламы.

Выпускники кафедры выполняют профессиональные задачи повышенной сложности в области медиадизайна и инфографики, работают арт-директорами, а также медиа-аналитиками и продюсерами в сфере креативных индустрий.

Медиадизайн — одна из специализаций современного журналистского образования. В СПбГУ сформировалась уникальная школа преподавания медиадизайна, ориентирующаяся не только на достижения современной графики, типографики и собственно дизайна, но и на коммуникативную составляющую работы дизайнера, верстальщика, иллюстратора. Медиадизайн сегодня понимается кафедрой не только как оформительская практика для традиционных СМИ, но и как создание каркаса любого медиапроекта, как разработка информационной архитектуры медиа с соблюдением законов usability, эстетики, эргономики, психологии восприятия. Поэтому практическое преподавание медиадизайна в рамках базовых дисциплин, дисциплин специализации, спецкурсов и спецсеминаров, творческих студий и медиалабораторий ориентируется на широкую теоретическую базу, основой которой является визуальная медиа-антропология.

Обучение включает освоение программного обеспечения, основ теории дизайна в контексте визуальной медиа-антропологии, практики дизайна и редизайна, работу со шрифтами, навыки корректуры, начала каллиграфии; ведется также факультатив по академическому рисунку. Концепция подготовки на кафедре базируется на использовании международного опыта (университетов-партнеров из Германии, США, Финляндии, Италии, Франции и других стран). Разработана уникальная методика подготовки медиадизайнеров без базового художественного образования.

Отдельным блоком обучения в рамках медиадизайна стоит инфографика – наиболее сложный вид медиаграфики, неразрывно сочетающий слово, изображение, символ и интерфейс (особенно в сетевой динамической инфографике). Преподавание инфографики на кафедре ведется более десяти лет.

Визуальная журналистика – второе большое направление, которое изучают студенты кафедры. Оно складывается из изучения жанров и лучшей практики фотожурналистики, техники создания и обработки изображений, основ медийного и книжного иллюстрирования, бильд-редактирования и – более широко – изучения современных практик «слово+изображение».

Фотожурналистика – приоритетное направление развития кафедры. У нас преподают ведущие фотографы Петербурга с мировыми именами. За фотографическую подготовку студентов отвечает А.И.Беленький, известный медиафотограф, автор учебников по цифровой фотографии, победитель конкурсов (в том числе «Лучшее фото России»), работающий для российских и иностранных СМИ. Иные направления также не оставлены вниманием лучших профессионалов. Так, анализом истории фото и взаимодействием фото и текста долгие годы занимается Н.С. Кипреева, продолжающая научную школу В. А. Никитина. В теоретическом понимании кафедры бильд-редактирование сегодня — это прежде всего умение понимать фотографию, ее содержание, истинный смысл и подтекст. Благодаря методологии, разрабатываемой на кафедре, а также работе молодых преподавателей-практиков студенты, вырастающие в уникальных творческих специалистов, в стенах факультета учатся искусству создания изобразительного ряда на основе традиции, но для современных СМИ.

Помимо фундаментальных теоретических знаний, студенты получают навыки работы с фото-, кино- и видеоаппаратурой и современными компьютерными технологиями обработки изображения. Неотъемлемая часть обучения — углубленное изучение прикладной фотографии и фоторепортажа. Школа фотожурналистики, созданная на факультете, является одной из самых известных в России.

Медиатехнологии – «незабытое старое» направление специализации кафедры, которое сегодня получило совершенно новое звучание. От традиционной «техники и технологии СМИ» кафедра перешла к обучению технологиям медиапроизводства в печати, Интернете и новых медиаформах, в том числе для мобильных и планшетных устройств. С 2020 года кафедра медиадизайна совместно с кафедрой рекламы реализует магистерскую программу «Визуальные коммуникации в журналистике и рекламе», где теоретические знания в сфере визуального восприятия, эргономики медиапотребления, тенденций технологического развития СМИ и новых форм организации редакций сочетаются с практикой развития медиастартапов и обучения программному обеспечению от Adobe Systems.

Теория на кафедре: прорыв в новую междисциплинарную область

Научный поиск, идущий в последние годы на кафедре, результировал в концепцию визуальной медиа-антропологии – новой междисциплинарной зоны на стыке семиотики, герменевтики, теории искусства, теории дизайна, визуальной культурологии, социологии и визуальной журналистики. Понятая как взаимодействие «человек – форма, изображение, символ, интерфейс», предметная область центрирована на человека и его взаимодействие со сферой визуального – как с точки зрения потребления (как в visual studies), так и с точки зрения медиапроизводства (как в журналистике). Теоретические наработки кафедры в этом направлении закреплены в статьях, изданных в Петербурге, Москве и других городах России. В данный момент кафедра ведет подготовку к изданию серии трудов по визуальной медиа-антропологии.

Из более ранних работ следует отметить пособия по практическому газетному дизайну, современной типографике, цифровой фотографии, а также серию сборников статей «Вторая реальность», в которой освещаются теоретические вопросы по профилю кафедры.

Регулярные мероприятия кафедры и иная активность

К регулярным мероприятиям кафедры относятся:

1. Секция на ежегодной конференции молодых ученых «СМИ в современном мире. Молодые исследователи» (март).

2. Два Круглых стола на ежегодной международной научно-практической конференции «СМИ в современном мире. Петербургские чтения» (апрель) – «Визуальная медиа антропология» и «Семиотика медиадизайна».

3. ФотоДень, посвященный практике и теории современной медиафотографии (апрель).

4. ДизайнДень, посвященный практике и теории современного дизайна (декабрь).

5. Совместный межкафедральный проект – Медиафест «HUMANI FUTURE» (с кафедрой телерадиожурналистики, визуальное сопровождение + участие в жюри)

6. Ежегодный лофт-проект «Тетрадь» - экспозиция о современном искусстве и дизайне, включающий экспонирование работ, лекции по актуальному искусству, перформансы и их обсуждение.

Помимо регулярных ежегодных мероприятий, кафедра ведет активную выставочную и перформативную деятельность, в том числе с участием студентов. Так, выставочная деятельность кафедры, заметная не только на факультете, но и на уровне города, долгие годы включала фотовыставки известных российских и зарубежных фотомастеров, встречи с ведущими фотожурналистами и фотохудожниками, обсуждения работ.

Кафедра также обеспечивает студентов профилизации базами практики в сфере дизайна, верстки и полиграфии, фотожурналистики и иллюстрирования.

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль