Анастасия Авдеева "Общество потребления или общество самограничения. каким я вижу будущее человечества?"
Девяностые годы 20 века в России давно уже окрестили лихими: реформы в экономике и, как следствие, тотальное обнищание населения, распад империи-колосса на глиняных ногах и заказные убийства, дефолт, наконец, как последний контрольный выстрел в агонизирующую страну... В это время людям было не до искусства, за зубной пастой и колбасой выстраивались дикие, злые очереди. Наверное, поэтому незаметно пришел фильм В. Басова-мл. со занковым названием "Бездна". Герой его отправляется в глухую провинцию на поиски икон, разумеется древних, разумеется, с целью наживы: дешево купить, или отобрать, или украсть и продать подороже. Бездной бездуховности, цинизма на путешественников пахнуло уже тогда, когда они, в общем-то интеллигентные люди, буквально теряют головы из-за стринного Спаса Ярое Око:один в потасовке убивает хозяина приютившей их избы, другой, осуждая убийцу, тем не менее выглядит не лучше, когда претендует на икону. Новый конфликт, из которого победителем выходит тот, кто уже отправил к праотцам владельца иконы. Убив товарища, герой возвращается в город как бы в отрешенном состоянии. Его как будто что-то гонит, не разрешает останавливаться, и герой все множит и множит беду.
К чему я все это говорю? да к тому, что, прежде чем рассуждать об обществе будущего, неплохо было бы разобраться с настоящим. Человеческая сущность, к сожалению, меняется в лучшую сторону крайне медленно, даже неохотно. Делегировать же в будущее картонных, заточенных под идеальное лекало человечков мы пока не можем. Да и не нужны они в будущем, эти сплошь положительные личности. Скучно там станет.
Если вы заметили, я начала разговор с России, её настоящего, её социума. Думаю, это естественно, и мне не следует ни перед кем оправдываться. Да, мне больно от того, что современное российское общество в массе своей давно и слепо взяло на вооружение лозунг:"Жрать. Испражнаяться. Ржать", что на телевидении и эстраде процветает пошлость, что деревня спивается и вымирает, что... Продолжать? И это началось не вчера, и даже не в лихие 90-ые, а, наверное, тогда, когда большевики громили церкви и ставили в Свияжске памятник Иуде Искариоту. Когда фашист Геббельс планировал после захвата СССР "споить, одурманить махоркой, немного этнографии и балалайка", он и не подозревал, что нас не надо оккупировать с этой целью. Широкий русский человек и сам себя в плен возьмет, когда идеалом для себя выберет квартиру, тряпку, технику.
Может показаться, что в полемическом задоре сгущаю краски. Есть же хорошие одухотворенные люди, бескорыстные деятели добра. Конечно, есть. Но их крайне мало. А вокруг и над ними сегодня ржут, жрут, и это факт.
А теперь о будущем России, да и всего человечества. У В. Пьецуха есть короткий, но очень емкий рассказ "Картина", где описывается это самое будущее, как вы поняли, на полотне. Причем, что самое интересное, светлое завтра представляет себе наш современник: причудливая архитектура, синее солнце, фантастические летательные аппараты …В углу картины, в самом низу, изображены три мужичка, которые за столом играю в домино, забивают козла, так сказать. "Вот тут, собственно говоря, начинаются думы",-заканчивает рассказ автор.
Не просто все с этим будущим. Кто знает, станет ли перед людьми сверхтехногенного общества вообще дилемма: общество потребления или самоограничения. При сегодняшнем положении дел на планете, где одни спиваются, другие колются, третьи воруют, четвертые откровенно лгут, пятые смотрят Голливуд и жуют попкорн, шестые мечтают о джакузи, стотысячные равнодушны к беде, выбор может никого и не мучить. Что проще и приятнее? конечно, потреблять. Так зачем же себя ограничивать?
Просвета, кажется, нет. Или есть? Думаю, есть, но путь этот, как всегда, тернист и неудобен. "Стяжи мир внутри себя, и вокруг спасутся тысячи",-сказал Серафим Саровский. Себя, себя надо воспитывать, не быть равнодушным, свои пороки надо обуздывать, себя принуждать к ограничению. Утопия? Физик В. Никонов в своей книге "Апгрейд обезьяны" так не считает, он не питает иллюзий относительно человека. Ну так, по Никонову, мы прямые потомки животного, сами животные, что с нас взять.
А если вспомнить хорошую русскую пословицу "Кто живет для брюха, а кто для духа"? Русские сами провели грань между обезьяной, которая по-прежнему ест бананы и кривляется перед зеркалом, и человеком, способным создать "Войну и мир", "Мону Лизу", "Лунную сонату".
Согласитесь, страшная перспектива для человека - заботиться лишь о еде, одежде, комфорте и быть равнодушным к трудам Сенеки, Бердяева, Чехова, будто они пришельцы из неведомого и опасного мира.