Надежда Яркова "Молодёжные субкультуры – протест или конформизм?"

Надежда Яркова "Молодёжные субкультуры – протест или конформизм?"

Альтернатива.

"Самая скверная альтернатива — это сделаться таким человеком, из-за которого мир станет хуже, чем есть" (Эрлэнд Лу, «Наивно. Супер»).

«Я – человек. Но я ненавижу серую массу людей. Люди все разные!...»

«Я – человек, со своими жизненными принципами, отличающимися от большинства, с творческим взглядом на мир!»

Учащиеся МОУ СОШ села им. П.Осипенко Хабаровского края – участники опроса 2011 года.

Как Вы думаете, о чём эти слова этих ребят? Точнее, ответами на какой вопрос они являются? Ага, Вы уже догадываетесь, дорогой читатель! Позволю себе завести Вас дальше и попросить ответить на пару вопросов – кто задавал вот этот вопрос и зачем?

Как выше написано, вопрос задавали учащимся средней школы одного хабаровского села ребята, проводящие опрос среди его молодёжи. А тема опроса звучит так: «Субкультура. От продвинутых до нормальных». Вот мы с Вами ответили ещё на один вопрос. Остался главный.

Подростков спрашивали об их отношении к различным субкультурам вообще и к определённой субкультуре в частности – какие ассоциации приходят на ум при упоминании субкультур в нашем прогрессивном, динамично меняющемся мире, чьей единственной постоянной тенденцией остаётся – вот парадокс! – изменение.

И, замечу: Вашим мнением никогда не будут интересоваться, если ваши мысли по этому поводу не будут важны, если сам вопрос не будет важным. Для взрослеющих подростков на повестке дня вопрос о субкультурах, и вот для них он исключительно важен, потому что они взрослеют, как и я, ищут любовь, дружбу, стремятся найти цели и смысл в жизни, зарабатывать деньги. В конечном счёте, если задуматься, все эти операции по приобретению того-то и того-то предназначены для нахождения себя и своего места в большом мире. Т.е. для самоидентификации взрослеющего человека, подчас мучительной, но остро необходимой.

Члены субкультур – кто же они?

Пришельцы с другой планеты, время от времени заходящие за хлебом в магазин, любители выпендриться и попонтоваться или очередная серая масса без серого вещества? А, возможно, они – просто люди, не нашедшие понимания в их привычном окружении и нашедшие свои истоки и соплеменников в этом новом объединении?

Этот вопрос задаёт себе государство, в котором эти субкультурные люди в основном-то и являются зачинщиками скандалов, массовых беспорядков и народных волнений. Как же такими можно управлять?

Этот вопрос задают себе ребята из села им. Полины Осипенко, а также другие молодые люди нашей необъятной страны, 80-90 % которых не причисляют себя к «обычным», «нормальным», без явных отклонений людям.

Это вопрос задают себе жители больших городов, уже привыкшие к тому, что за маской участника очередной неокультуры скрывается очередной ведомый человек, с одинаковой вероятностью по одноимённой теории оказавшийся бы в любой другой субкультуре.

Думаю, не ошибусь, если предположу, что этот вопрос волнует каждого из нас, любого «обычного, «без отклонений» человека своего динамичного века. Мы надеемся обрести чёткое представление о любом движении, основанное прежде всего на ассоциативном ряде этого знакомого и одновременно интригующего словосочетания – «молодёжная субкультура». Ведь именно через ассоциации мы воспринимаем мир и обретаем понимание. Обретая понимание, мы обретаем умение ориентироваться в большом мире. Обретая умение ориентироваться, мы получаем способность выживать. Кстати, подлинный представитель любой молодёжной субкультуры в превосходстве владеет этим умением, выработанным в процессе поиска и преодоления сопротивления окружающей среды и окружающей среде. Этому можно только позавидовать.

Образна и ассоциативна сама жизнь – такова её природа. А какие ассоциации у Вас связаны с понятиями о субкультурах?Может быть, это представляется Вам анархией, бунтом, протестом? А, возможно, всё наоборот – согласие, подчинение, конформизм?

Попробуем разобраться.

Но для начала я выскажу своё мнение, дорогой читатель – практически непреклонное и железное: субкультура – это протест. Всегда. Без вариантов. Но… не исключено, что, в ходе рассуждений моя точка зрения несколько изменится, ракурс перенаправится.

Так или иначе, но только во взаимодействии людей и в споре рождается истина. А корректировки – жизненная необходимость.

Итак, начнём с определения. Культура – от слова "культ", а "культ" – это господствующая совокупность господствующих идей и идеалов, котором мы поклоняемся, чья линия красной ниткой проходит через нашу жизнь. А каждый человек индивидуален, да и одинаковые вкусы встречаются не так часто: одному солоно, другому – в самый раз. Но ценности и личные убеждения сплачивают вокруг себя группу совершенно разных людей, схожих в одном. Так рождается культура.

Всякая культура имеет норму. А Вы можете мне сказать, что такое норма? А что для Вас – норма? Говорят, что люди понимают друг друга, если у них схожие взгляды на мир, близкая к одинаковой система ценностей. А ценность – это тоже норма. Значит, эти люди способны объединиться – они способны к интеграции. Как пел (и поёт!) незабвенный Саша Васильев из «Сплинов»: « Кто ненавидит войну – тот в плену. Из двух великих культур я хочу сделать одну». Субкультура тоже рождается из слияния нескольких культур. К примеру, так образовалась античная культура, славянская, химерская, а далее –straight edge (одно из направлений панковской субкультуры), различные ответвления готов (decadence-готы), последователи этнических движений (где необходимый элемент – реконструкция), трейсеры, эккаунтеры и др. Стоит заметить, что существует также субкультура пенсионеров, рабочих, учащихся, собирателей марок, к слову. Но они относительно редко бунтуют из-за ряда факторов. А вот представители молодёжных субкультур способны воевать и бороться за свои идеалы, в которые искренне и даже немного по-детски верят. Их мало, в мире до сих пор действует естественный отбор, поэтому отдельным особям нужно объединиться, сплотиться, чтобы сохранить свою культуру, ибо она не многочисленна. Стоит отметить, что большинство субкультур не могут похвастаться массовостью, среди них встречаются и близкие к своего рода тайным обществам, особенно если это касается ответвления какой-либо субкультуры. Таким образом, молодёжные субкультуры способны к интеграции и отстаиванию своих идей перед лицом большой и страшной общественности. Идеи маленькой группы всегда отличаются от путеводных принципов большинства, поэтому они призваны идеи своей субкультуры и вообще право на её существование отстаивать, иногда даже довольно агрессивными методами. А ещё такие существа объединяются, потому что маленькие всегда боятся больших, опасаются, что их просто-напросто задавят чьим-то авторитетом. Страх лучше всего прикрывается агрессией. К тому же, вспоминается расхожее выражение о том, что лучшая защита – нападение.

Для борьбы нужны силы. Здесь в игру вступает второй фактор, бьющий ключом. 50% времени – по голове. Это – молодость участников субкультурного движения.

Вспомните бунтарский дух панков, металлистов, будоражащий драйв скейтеров и паркурщиков, волнующую романтику эмо-кидов, в народе пренебрежительно именуемых «плаксами» (а ещё вспомните одноимённую комедию-фарс с молодым Джонни Деппом). В воздухе просто витает дух приключений! В этот жизненный период люди намного искренней, они более открыты миру (читай: наивнее, доверчивее), сумасброднее. Они способны на экстраординарные поступки, в состоянии порвать привычный холст мира и написать яркими красками новый, свежий (учёные такое удивительное явление прозаично объясняют всплеском гормонов). И ещё: в молодости меньше всего хочется быть индефферентным, пусть на тебе и розовые очки, и на что-то действительно временами филетово. «В восемнадцать наши убеждения подобны горам, с которых мы взираем на мир, в сорок пять – пещерам, в которых мы скрываемся от мира». (чьё).В тебе всё бушует, ты – воплощённый шторм, роль крышесноса подходит тебе больше всего, и ты готов бунтовать и крушить, чтобы построить новое. И у тебя для этого сил хоть отбавляй – значительно не убудет!

В молодости мы просто верим, а вот позже появляется потребность искать причины и втискивать разнообразные смыслы жизни в тесные рамки. В субкультуре же люди находят подтверждение сложившимся у них ценностям, при негативном начале и при благоприятном исходе они меняют свои взгляды (например, в молодости был раздолбаем-скинхедом (или панком), а потом в тебе что-то щёлкнуло, ты увидел нечто и дорос до нового человеческого уровня – более позитивного взгляда на мир).

Возвращаясь к сравнению убеждений восемнадцатилетних с горами, спрошу Вас: что в Средневековье строили на горах? И Вы ответите, что строили там оборонительные сооружения. А я дополню: храмы. Ведь во время вражеских набегов люди искали спасения прежде всего в хорошо укреплённой церкви. А ещё под её покровом они могли найти божественную защиту. Субкультура – это своеобразное святилище, и сила алтернативщиков и такая их привлекательность заключаются в искренней вере в свои идеалы. А одни из самых кровавых бойнь происходили на религиозной почве. Например, Гитлер считал немецкую нацию потомками величайшей расы арийцев, на порядок превосходящей все остальные расы. По сути психически не совсем здоровый фюрер боролся за эту веру относительно немецкого народа, а территориально-захватническая цель уже была лишь результирующей. Объединение сатанистов основано на столь ужасном религиозном культе. Отмечу, что зачастую руководители подобных отвратительнейших организаций едва ли старше тридцати.

А ещё субкультура часто именуется движением (хипповское движение – движение хиппи, например (не путать с хипстерами – индии-кидами)). А движение присуще творческому процессу. Таким образом, члены субкультур реализуются в том, что является первоосновой человеческих стремлений, в том, что заложено было ещё высшими силами – в творчестве. Ведь, если верить старейшей и самой издаваемой книге на планете Земля – Библии, - то Бог создал людей по своему образу и подобию. А Бог, прежде всего, является творцом всего сущего. И, подобно себе, он возвысил человека над всем обширным и разнообразным царством растений и животных, заложил в нём разум и способность создавать новое (по определению – идти к прекрасному, прогрессировать). Но наш мир устроен по закону медали – всё имеет обратную сторону. Не существует весны без зимы, рассвета без заката, добра без зла. Чистое отзеркаливание, как у Льюиса Кэрролла. А чтобы построить новое, необходимо разрушить старое.

Ни для кого не секрет, что многие сегодня не довольны политикой нашего правительства, а также общим положением дел в стране. Коррупция, быстрый рост цен при низком уровне жизни; сытная Москва, где мёд льётся рекой, а если по усам текло, да в рот не попало – не страшно, и остальная Россия, которая уже поражается таким значительным преимуществам столицы, если не откровенной наглости (в Москве на пять тысяч руб. пенсия больше, а цены ниже – не в сравнение с Петербургом, где такие деньги никогда не получали, а цены по-прежнему выше столичных, исключая цены на жилье).

Вот такие новые народности чаще других первыми вступают в бой и ведут за собой остальных. «Ах, ты, общество, гордо именуемое демократическим, меня не признаёшь? Да ты и так несовершенно. И вот сейчас я тебя с гнилью твоей вскрою!» - так думают субкультуры, чей приоритет – активная жизненная позиция. Они понимают, что задача государства – регулирование, но не диктатура и не чрезмерное подавление. Постфактум эта необходимость для относительно свободных и открытых субкультур исключается.

Надо сказать, что в России практически выстроена вертикаль власти, о которой ещё в первый год своего правления говорил Владимир Путин. В одной своей статье для «Русского журнала» за 2005-ый год журналист Илья Яшин писал о том, что власть сосредоточила в своих руках солидные ресурсы и солидный запас прочности, а оппозиция оказалась дезорганизована и деморализована. «По меткому выражению Борисы Грызлова, «телевидение и парламент – больше не место для политической дискуссии». Скорее, оппозиция стала бутафорной, лидеры которой каждый свой шаг согласуют с администрацией президента.

В сложившихся условиях субкультуры стали востребованы обществом. Они стали загадочными носителями особого духа свободы, по определению independent – независимы.

Теперь стоит сказать о политических субкультурах – становлении нового политического поколения в России. Сейчас существует достаточно много таких организаций: так называемые «Опричники» (новые славянофилы), «Красные бригады» (коммунисты), «Наши» («нашисты», чьи руководители в недавнее время отметились нацистским жестом а-ля «Хайль, Гитлер!», в частности руководитель тамбовского отдела «Наших 2.0» Николай Макаров, и другие). Хоть требования таких представителей молодёжных субкультур пока не достаточно чётки, а выступления сумбурны, но многие из их участников честны, искренни, ратуют за гласность общественных разбирательств, а ненавидят они так же, как и любят – без фальши и по-настоящему. А вот это обнадёживает, так как именно такие качества являются и прочным запасом, и подушкой безопасности в борьбе за права людей и за лучшую жизнь. Мне кажется, их порывы иногда похожи на устремления горьковского Данко, который вырвал сердце из своей груди, чтобы осветить людям путь во тьме.

Вот только главное - найти их, именно тех, потому что из моих слов Вы могли заключить, что у нас такая замечательная молодёжь, а до светлого будущего рукой подать – и вот оно, счастье! Нет, всегда существуют люди, желающие «примкнуть», а не найти, и просто тащится в хвосте, хвастаясь очередным трендом – «Смотрите, я патриот!» или что-то вроде «Друзья мои! Я теперь социально активен, я лидер и вершу судьбы!». Хотя такие долго обычно не задерживаются – ядро субкультуры их умело отсеивает. А кто-то выходит из субкультуры, но в молодости это в порядке вещей. Я знаю, что в одной из песен известного Децла (кстати, относящегося наполовину к субкультуре рэперов, наполовину к растаманам), повзрослевшего и, надо отметить, помудревшего, я услышала: «Мы новые люди России вне политики» ("Надежда на завтра"). Думаю, эти слова тоже имеют право на существование. Ведь зачастую политика – грязное дело, а есть люди, которые желают остаться честными до конца – перед окружающими и перед самим собой. Пока я тоже придерживаюсь такой позиции, не будучи участником ни одной из политических группировок. Я считаю, что главное – найти свою нишу и не оставаться равнодушным к событиям вокруг тебя.

Существуют и скинхеды, но не дремлют «антифа»; снова цепляют очередную цыпочку пикаперы, но продолжают верить в настоящую любовь эмо; на танцполе прожигают свою жизнь рэйверы и «эрнбишники» ( от Reach and Beatiful –«богатые и красивые»), но о том, что жизнь всё же не вечна, напоминают готы, а о смысле жизни напоминают глубокомыслящие «раста» и высоко настроенные рэперы.

Кстати, как отметила русская православная церковь на выборах настоящего патриарха, наши готы – самые дружелюбные, глубокие люди с чёткой системой ценностей и нравственными приоритетами. Так что цель любого протеста – прийти к обновлению облика современного человека, изменить масштабы – что-то сузить, а хорошее и позитивное – расширить, установить согласие и гармонию между людьми. Только вот кто-то может терпеть установленный порядок, а кто-то чувствует в себе стремление и силы изменить его, найти альтернативу. Ведь альтернативщик не готов принимать на веру то, что ему показали. Он – Фома, который не верующий. Ему, заразнику этакому, дай на зубок попробовать да на опыте подтвердить/ опровергнуть. В общем, у него нестандартный набор функций – шире. Он – как бы очень чувствительный индикатор состояние общества. Сверяйте по нему – погрешности минимальны. Он имеет позицию, он социально активней, чем другие. Он ищет альтернативу, потому что он сам – воплощённая альтернатива. Альтернатива – стиль его жизни. Он предпочитает узнавать новости из Рунета, так как обладает пониманием, что высказывание, обрамлённое неоновым экраном или напечатанное чёрным жирным шрифтом – ещё не истина.

Upgread (новый уровень) – он к этому стремится.

Хочу поделиться с Вами несколькими мыслями - сугубо личными:

Когда я хочу понять, о чём писать, я представляю лицо. Мне нужно конкретное, одушевлённое лицо, чтобы начать писать живой текст (текст, знаете ли, бывает и мёртвым, по аналогии с живой и мёртвой водой). Так вот, в этот раз я нашла два ну очень одушевлённых лица – своих друзей, один из которых постоянно разрисовывает стены граффити (представитель субкультуры граффитёров) со смыслом и хорошенько получает за это, а другой – маргинал : мечется между панком и металлом. И , знаете, я считаю их одними из самых интересных, искренних и отзывчивых людей в моём окружении. И есть, за что и почему. Так же я могу отрекомендовать своего хорошего знакомого, в юности наломавшего много дров, будучи агрессивным панком, а сейчас работающего диджеем на известном всем радио. Ну никак нельзя сказать, что у него не в порядке с головой или с сердцем - он отличный парень, сам купил квартиру, у него прекрасная жена и двое замечательных детей. А вот его "обычные" одноклассники не могут похвастаться столь выдающимися успехами. Как говорится, делайте выводы. Или - судите сами.

Вообще, представители разных субкультур неплохо понимают друг друга. И, вообще, они неплохо понимают людей. Перефразируя высказывание британского исполнителя Дэвида Боуи, я попробую сказать от лица представителя субкультуры, хотя не принадлежу ни к одной из них: «Я – открытая книга, только надо научиться меня читать». Представителей подавляющего большинства субкультур не надо бояться или ненавидеть – они этого ничем таким не заслужили. Ведь мы можем оказаться друг другу ближе, чем кажется на первый взгляд. Единственная заминка в том, что у субкультур миссия такая – уколоть своим ядовитым (иногда) укусом, чтобы небольшая капелька яда помогла излечить общество (помните символ медицины – змею, обвившуюся вокруг чаши?). Надеюсь, я Вам в чём-то помогла изменить видение представителей субкультур, и в следующий раз, столкнувшись с ними в метро, на улице или где-нибудь ещё, Вы не будете от него шарохаться, а улыбнётесь ему или что-то доброе скажете, от чего и вам хорошо, и у него на душе потеплеет. И человек поймёт, что жизнь и люди в ней, оказывается, не собираются его отрицать или причинять ему страдания из-за его убеждений и по причине его сути – такой уж он. По крайней мере, сейчас.

Как говорил самый крутой в истории маргинал и альтернативщик Диоген (Diogйnes Sinopйus;412 до н. э. — 10 июня 323 до н. э.), "Конечная цель - это благоразумный выбор того, что сответствует природе". Мы похожи, но каждый - это уже другой мир, другая природа. Кто-то - тихоня, кто-то - бунтарь, потому что всякие люди нужны миру для развития - так ведь пишется наша история.

"Больше всего мне хочется стать таким человеком, который сумел бы сделать мир немного лучше. Это было бы самое лучшее. Но я не знаю, можно ли этого добиться. Я не знаю, что нужно делать, чтобы улучшить мир. Я не уверен, что для этого достаточно просто улыбаться каждому встречному" (Эрлэнд Лу, «Наивно. Супер»). Надо постоянно держать в поле зрения, перед своими глазами, перед самим собой тот факт, что мы способны сделать мир лучше. Все пытаются по-разному. Но от этого ни мы хуже не станем, ни мир вокруг нас не сделается менее пёстрым и по-хорошему удивительным.. За редким исключением.

26 января 2011

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов, а также организаций, признанных экстремистскими и запрещенных на территории Российской Федерации.