Анна Шабалдина "Русская провинция и будущее России"
Лед, за которым видно все…
Этот морозный день вписался в мою жизнь навсегда. Я ехала в автобусе куда-то. В салоне было несколько пассажиров и у каждого была своя жизнь. Передо мною сидели молодой человек в военной форме и его белокурая спутница. Их «умилительные» разговоры заставили меня посмотреть в другую сторону.
Моему взору предстало заледеневшее оконное стекло, нет, совсем не такое, по которому Дедушка Мороз пишет свои узоры, - это было что-то стеклянное, но не прозрачное. Там, за этим окном, сменяли друг друга пейзажи. Они пробегали передо мной в расплывчатом отражении ледяного стекла. Испытывая любопытство, я поднесла два пальца к стеклу, пытаясь освободить его от ледяного плена. Это оказалось не так просто.
И вот лед расступился, и мои пальцы почувствовали плоть стекла. Я взглянула туда и остолбенела… Я увидела поле, заросшее травой, и два одиноких ангара… Нет, вы не подумайте, что я здания испугалась, просто мне было очень больно видеть, как умирает жизнь. Каждый девятиклассник знает, какою ценою были построены колхозы и совхозы. Какие муки пришлось пережить людям, жившим в то время в деревне. Из них пытались выжать все. И скажите мне, как мы дошли до такого, что деревня, которая всю жизнь кормила городское население, оказалась в такой разрухе? Вот вам плата, дорогие вы наши сельские жители. Кормите вы нас и дальше хлебом за копейки, только знайте: мы вам помогать не будем, выкручивайтесь как-нибудь сами. Ведь не так страшно, что школу закрыли, подумаешь, какой пустяк, ведь ребятишкам нужно физкультурой заниматься: ходить зимой до соседнего поселка. А дороги? Что дороги? Подумаешь, дороги? Вот моя бабушка вообще в резиновых сапогах проходила половину своей школьной жизни. Они застревают в грязи, вытаскиваешь их, одеваешь и дальше вперед, за знаниями! Вот так наверно и считают люди, находящиеся у власти.
Не знаю, вот мне лично стыдно… Почему всегда «достается» сельским жителям? При Сталине их использовали, как могли. Что сейчас ими пользуются. Что они, прокаженные? Всегда работать за нищенскую зарплату и жалкое проживание? В новостях мы часто, что деревня спивается, что в России большое число безработного населения, что мужская смертность составляет ужасающие цифры… Так от чего все это?
Когда смотришь на огни большого города - зачаровываешься.. Когда смотришь на русскую деревню, хочется плакать… Может стоит направлять денежные средства как-то более рационально? Деревенский мужик не станет пить, когда не будет чувствовать себя униженным. Люди не будут бежать в город ради заработка, а останутся в деревне, дальше кормить нас с вами. Тогда уж точно не придется в будущем потреблять продукты питания из пробирки, полученные «заслугами» генной инженерии.
Этот маленький глазок в автобусном окне приоткрыл мне дверцу для дальнейших размышлений о том, что нужно ценить каждого человека и по достоинству вознаграждать его за его труд. Будь это кассир в школьной столовой или водитель автобуса, Продавец - консультант или доярка. Мы живем и совсем не думаем, что бы мы делали без них.
Я хочу, чтобы каждый человек не боялся растопить этот лед неведенья, и не страшился заглянуть в глаза той правде, которая нас окружает.
Постепенно лёд начал затягивать мой теплый след, но рана в моем сердце затянется еще не скоро.