Наталия Калукова "ЕГЭ: стандартизация мышления или объективная оценка знаний?"
ЕГЭ. Кому это надо?
Жили мы спокойно, учились 10 лет в школе довольно хорошо и только слышали от выпускников предыдущих лет про загадочного заморского зверя – ЕГЭ. И не представляли себе, о чем идет речь. Но в один прекрасный день сами стали выпускниками - одиннадцатиклассниками. Сразу же гордо подумали: «Наконец-то, скоро закончим школу, станем совсем взрослыми, пойдем учиться в университеты». Но радовались мы недолго, потому что поняли, что тоже ЕГЭ в этом году сдавать будем. А что это такое? И как справиться с этой напастью?
Мы сразу же побежали в книжные магазины, купили с десяток книжек с пестрыми надписями на обложке: «ЕГЭ» и манящим призывом: «Купишь меня – сдашь ЕГЭ на 100 баллов!» Тот, кто попроворнее - успел расхватать себе репетиторов и под их прессингом начал заниматься для кого-то совсем незнакомыми предметами. Усердно заниматься. Если раньше, бывало, гуляли с друзьями и отдыхали, то теперь от всего этого пришлось отказаться в угоду ежедневным жестким и настойчивым репетиторам. Иногда, бывает, встречаем такого же несчастного одиннадцатиклассника и можем душу ему излить, поплакать, какие предметы сдаем, как готовимся. И он поймет, посочувствует и свою плаксивую историю поведает.
Нам, выпускникам, становится очень страшно: «Что будет, если плохо ЕГЭ сдадим?» А что будет, если на экзамене случайно поставить крестик не в то окошко?! А если случайно написать слово не в том падеже?! В голове сразу же представляется будущность: работа уборщиком, продавцом в продуктовом магазине, бедность и нищета…
Неужели 11 лет обучения полностью зависят от одного экзамена, от одного дня? Все поставлено на карту. И почему, если все академики и ученые против ЕГЭ, его не отменяют? Как долго еще мы, простые подростки, будем жертвами злого и коварного эксперимента, поставленного нашими «экспериментаторами»? И неужели опыт нашей педагогической науки совсем не учитывается? Ведь на протяжении многих десятилетий мы гордились нашими «мозгами», сокрушаясь, конечно, их «утечкой», но они ведь тоже «выросли» в наших школах, значит, не так уж плохо нас учили? Что еще хуже - экзамен становится с каждым годом все труднее и труднее, учеба преследует одну цель – не получить знания, а сдать ЕГЭ. А поступление в престижный вуз и вовсе становится несбыточной мечтой.
А что будет с нами через несколько лет? Отштампованные роботы с печатями ЕГЭ стройными рядами пойдут в университеты, на работу. Все общество станет таким, и единственное, что мы будем делать хорошо – это ставить крестики в нужные окошки. А что будет с теми, кого корабль ЕГЭ выбросит за борт? Им, обиженным на жизнь и неудачно сданный экзамен, придется жить дальше, пытаться пересдать экзамен на профессиональную аттестацию роботов еще и еще. Но не все же могут мыслить одинаково, и каждый имеет право высказывать свою точку зрения на проблему. К сожалению, ЕГЭ этого не предусматривает. Как думает учитель-экзаменатор, так и должно быть в ответе. И сколько бы ни возмущалась общественность и пресса, уже вряд ли что-либо можно изменить. Бюрократическая машина для нас давно запущена. Но мы ждем перемен!