Виктория Муратова "ЕГЭ – объективная оценка знаний или стандартизация мышления?"

Виктория Муратова "ЕГЭ – объективная оценка знаний или стандартизация мышления?"

Увидев в книжном магазине учебник для 4-х классов с ярким заголовком «Готовимся к ЕГЭ», я невольно задумалась о значении этого экзамена в жизни школьника. Как сообщает официальный сайт единого государственного экзамена, ЕГЭ – это основная форма государственной (итоговой) аттестации выпускников школ Российской Федерации. Вузы и ссузы используют результаты ЕГЭ в качестве результатов вступительных испытаний.

Эта известная любому школьнику аббревиатура стала чуть ли не самой популярной и широко обсуждаемой. По мере того, как усложняется форма сдачи экзамена, растёт возмущение среди учеников и их преподавателей. Однако, несмотря на всеобщий протест, ЕГЭ прочно вошёл в нашу жизнь. Уже с младших классов, детей пугают этим страшным зверем, а на улице теперь нередко можно услышать разговор четвероклашек о подготовке к экзамену в новой форме. Но можно ли с помощью ЕГЭ проверить истинные знания ученика? Не станет ли результатом этого эксперимента стандартизация мышления школьников?

Так что же такое ЕГЭ? Экзамен представляет собой испытание, состоящее из трёх этапов. Первый – тестовая часть, несложная, где требуется указать лишь букву правильного ответа. В любом случае, есть определённый шанс набрать необходимое количество баллов, как говорится, «попасть пальцем в небо». Вторая часть предполагает задания с кратким ответом. Если своевременно начать подготовку к экзамену, то и этот шаг несложно будет преодолеть. Всё дело в том, что задания в частях А и В строятся по одному и тому же принципу и нередко переходят из варианта в вариант. Усвоив алгоритм решения одного из таких номеров, можно запросто справиться с остальными. По правде говоря, задания этого типа требуют не истинных знаний, а элементарной натасканности на решение однотипных номеров. Другое дело - задания части С. Здесь стандартной подготовки недостаточно. Ученикам, стремящимся к высшему баллу на экзамене, надо проявить смекалку, сообразительность и порой даже творческие способности по выбранному предмету. Однако берутся за решение этой части далеко не все. Причина лежит на поверхности – слишком сложные задания. И дело тут даже не в лени или нежелании учеников готовиться к экзамену. Точнее, и в этом тоже, но стандартной школьной программы недостаточно для получения высшего балла на едином госэкзамене.

На сегодняшний день обязательными для сдачи ЕГЭ предметами являются лишь русский язык и математика, в качестве дополнительных вы можете выбрать до 12 предметов. Однако реформы образования не стоят на месте, и ожидать от предстоящего экзамена можно чего угодно. Больше всего не повезёт тем, кто узнает об изменениях за считанные дни до сдачи. Им нужно будет быстро собраться и перестроиться на новый лад.

Итак, количество баллов за ЕГЭ в России считается показателем ваших знаний. Тогда почему экзамен, отражающий истинную картину навыков и умений школьника, вызывает такое громкое неодобрение народа? Позицию учеников понять несложно. Готовиться стало труднее. Если раньше выучить билеты к экзамену самостоятельно не составляло большого труда, а знаний школьной программы хватало с лишком, то сейчас сдать ЕГЭ без помощи репетиторов и изучения дополнительных источников невозможно. Чтобы хорошо сдать, надо нанять репетитора. Репетиторы – это деньги и стоимость их услуг с годами только растёт. Для получения высшего балла необходима тренировка ума. Тренировка – это демонстрационные варианты и сборники, которые сейчас активно покупаются школьниками. Вся дополнительная литература по подготовке – это дополнительные затраты. Затраты – это снова деньги. Возникает мысль, что ЕГЭ – это какой-то глобальный коммерческий проект по выкачиванию средств из родительских кошельков. Как быть, надо «затянуть ремень потуже» и обеспечить своего ребёнка всем необходимым, тем более что зачастую во многих школах покупка методической литературы обязательна. Ну и, конечно же, паническая боязнь этого самого ЕГЭ. Простой экзамен не выглядит так устрашающе. На ЕГЭ даже банально подглядеть или списать не получится, – ведь кругом чужие люди, которые вряд ли поймут, что весь одиннадцатый класс ты исправно готовился к сдаче и лишь сегодня растерялся от волнения. «Дома и стены помогают» - это же касается и сдачи экзамена. Стандартная форма подразумевает родную школу и знакомые лица учителей, которые, в крайнем случае, смогут подбодрить тебя и поддержать. ЕГЭ сегодня – это огромная головоломка и стресс для будущих абитуриентов.

- Может быть, ЕГЭ - вещь хорошая, но не в существующей на сегодняшней день ипостаси, - считает школьный психолог Ираида Суханова. - Единый государственный экзамен совершенно не нужен в том виде, в котором он сейчас проводится. Второй минус – это то, что работы проверяются не человеком, а компьютером, который не способен учесть индивидуальные психологические особенности ребёнка. Сам процесс сдачи ЕГЭ, на мой взгляд, гробит психику и обрезает крылья. Я думаю, он напоминает прохождение IQ теста, который не является показателем глубины знаний и уровня развития школьника. ЕГЭ не выполняет основных обязанностей общеобразовательной школы: развитие и воспитание самодостаточной личности.

- ЕГЭ - это первое испытание на пути становления себя, - уверена ученица липецкого филиала РАНХиГС Анжела Лосихина. - Я помню, как сама сдавала этот экзамен. Весь учебный год ходишь по репетиторам, сдаешь пробные ЕГЭ, готовишься неизвестно к чему. Сам процесс подготовки очень сложен, тернист, сильно устаешь, но главное идти к своей цели и не сдаваться! Я закончила школу в 2007 году, и тогда к ЕГЭ относились иначе, ведь сейчас совершенно другая система. Но одно могу сказать точно - это очень большой стресс! И когда я вижу по телевизору сюжеты о том, что очередной школьник покончил жизнь самоубийством из-за неудовлетворительной оценки, меня бросает в дрожь! Такого не должно быть!

Экзамен в новой форме, созданный с целью выявления реальной картины знаний и предотвращения коррупции не оправдал общественных надежд. ЕГЭ продаётся и покупается, учителям даются взятки, и школы ежегодно наполняются «вундеркиндами», которые с трудом отвечая на обычных уроках, сдают экзамены на сто баллов. Создав ЕГЭ, министерство образования в первую очередь отобрало кормушку у ВУЗов и прочих высших учебных заведений, но проблему тем самым не решило.

Позиция учителей также ясна и логична. Процесс подготовки к экзамену напоминает дрессировку. Когда подопечный усвоит определённый «набор команд», он сможет справиться с заданием. Новая система собирает всех школьников с такими разными способностями и стремлениями под одну гребёнку. Это называется стандарт. Сегодня правильно мыслить стандартно – это не больше и не меньше среднего, так называемая «золотая середина». Любое отклонение от нормы уже сейчас вызывает затруднения у школьников. Хорошо ли это сравнять всех детей и развить их способности до одинакового уровня? Не получит ли государство взамен на проведённые реформы учеников-роботов с абсолютно одинаковыми навыками и умениями? И как с помощью ЕГЭ проверить знания по гуманитарным предметам? Ведь, к примеру, экзамен по литературе содержит ряд нелепых вопросов, таких как «цвет дивана Обломова» или «имя горничной главной героини». С помощью таких вопросов получить информацию о знаниях школьника невозможно. Задания подобного типа иллюстрируют, разве что, хорошую память, но никак не литературоведческие способности. И таких оплошностей в ЕГЭ много, что уж говорить о частых ошибках в вариантах экзамена и некорректно сформулированных заданиях.

- ЕГЭ не может быть объективной проверкой знаний, так как он фактически не даёт личности возможности раскрыться, продемонстрировать свой талант и глубину знаний, - говорит преподаватель русского языка и литературы Тамара Афанасьева. - Чтобы честно оценить возможности ученика, надо позволить ему самому писать текст, расставлять запятые и объяснять орфографические и пунктуационные правила. С помощью данного экзамена невозможно проверить истинную грамотность школьника, нет свободы для общения с экзаменатором и проявления творческих способностей. Определённым плюсом в едином государственном экзамене является сочинение, но и оно пишется по строгим стандартам. Как правило, на сочинение остаётся очень мало времени. ЕГЭ ставит всех школьников в жёсткие рамки. Они не дают возможности раскрыться в творческом плане.

Если целью государства была пропаганда стереотипного мышления среди молодёжи, то оно скоро добьётся собственной цели. Будущие абитуриенты умеют грамотно подставлять цифры в шаблонные задания и писать сочинения по стандартному образцу. Однажды, я услышала от одного преподавателя такое мнение, что помогая ученику сдать ЕГЭ, натаскивая его на стандартные задания, учитель совершает преступление. Многие с этим согласятся. Обучение сегодня, особенно в старших классах равняет всех школьников, и только школа будет виновата в их стандартизированном мышлении, - подытожила Тамара Афанасьева.

Мнения разные, кто-то за, кто-то против. Но сути проблемы это не меняет, и летом этого года единый государственный экзамен прибудет во все школы России, словно по расписанию. Так кому же, как не ученикам, а в скором времени, абитуриентам, рассуждать о ЕГЭ и нововведениях в форму сдачи экзамена.

Инна Михайлова, ученица 9 класса:

- Я считаю, что ЕГЭ – это несовершенная оценка знаний, потому что из-за однотипности заданий личность не может раскрыться на экзамене. Например, творческое сочинение пишется по определённым стандартам и ученик не способен показать все свои способности в его написании. Он вынужден следовать общим правилам. Известно, что часть С проверяет не компьютер, а человек, которому свойственны ошибки. Ведь каждый имеет своё мнение: кто-то даст больше баллов за определённое задание, кто-то меньшее. Но у ЕГЭ есть и положительные стороны. Я думаю, что обязательный экзамен по русскому и математике принуждает всех учеников знать эти предметы хотя бы на «4», побуждает их учить и готовиться.

Анастасия Ясакова, ученица 10 класса:

- Когда я сдала первый экзамен ГИА, сразу поняла – лотерея. Готовишься даже и не к самой сдаче экзамена, а к правильному заполнению и оформлению бланков. Это очень напрягает! Я однозначно против ЕГЭ. Мне нравится идея, но её реализация ужасна, ведь зачастую там можно встретить задания, которых нет в школьной программе.

Владимир Бирюков, ученик 11 класса:

- Ученики постоянно кричат и плачут о том, как они боятся столкновения с этой проблемой. ЕГЭ надо бояться - сложившийся стереотип. По моему мнению, ЕГЭ стал мощным поршнем, толкающим нас вперед! Это сила, которая заставляет нас учиться и грызть гранит науки. Лично я за! Конечно ЕГЭ – это в какой-то степени взлётно-посадочная полоса – кто-то взлетит, кто-то сядет, но пока всё в наших руках, надо поднимать крылья, настраивать свои моторы и вперёд!

Из двадцати опрошенных старшеклассников, только пятеро проголосовали за то, что ЕГЭ – объективная оценка знаний, другие посчитали, что единый экзамен – это верный путь к стандартизации мышления. Получатся ли из сегодняшних выпускников и завтрашних абитуриентов грамотные специалисты? Мнения школьников и учителей крайне разнообразны, но только время сможет показать результаты этого глобального эксперимента.

26 января 2011

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов, а также организаций, признанных экстремистскими и запрещенных на территории Российской Федерации.