Станишевская Полина "В театр во фраке - старо или стильно"
Театр – храм искусства. Он является духовной пищей и средством духовного воспитания человека. А вот в театр во фраке – старо или стильно?
Это зависит и от того, чем является театр для каждого из нас.
На сегодняшний день театр становится более раскованным, так же как и общество. Отчасти, для человека он становится «своим», «повседневным», как потертая любимая книга, к которой возвращаешься снова и снова. Ведь для нас главное – духовное общение. И тут театр становится «слугой» зрителя, товарищем, который угадывает твои проблемы и беседует с тобой, и фрак здесь не нужен. Молодые люди отдают предпочтение джинсам и кроссовкам. Например, спектакли, идущие на «малой сцене», вовлекают зрителей в действие. Челябинский театр «Манекен», лауреат множества фестивалей, собирает сотни гостей в своём зале. Постановки близки молодёжи и проблематикой, и неожиданными режиссёрскими решениями. На его спектаклях нет ни одного свободного места, люди сидят даже на полу в проходах и стоят вдоль стен. Во время действия происходит живое общение со зрителем, и тут никак не предполагается наличие фрака, попросту в нём будет некомфортно.
Если для человека он не «любимая книга», а храм искусства, праздник, приподнимающий его над серыми буднями, тревожащий его душу, то он идёт в театр, словно на свидание - торжественно. Тогда фрак уместен, он создаёт, некую дистанцию, возвышает человека в его собственных глазах и глазах окружающих.
Пушкинское время – это время бальных платьев и фраков. Вспомним:
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла; всё кипит;
…Но панталоны, фрак, жилет….
Мы лучше поспешим на бал,
Куда стремглав в ямской карете
Уж мой Онегин поскакал.
Такое отношение к театру было в XIX – XX веках. Хотя и сейчас фрак не утерял своего предназначения. К примеру, Челябинский театр оперы и балета им. М. И. Глинки, куда молодые люди ходят в классическом dress-code, можно встретить мужчин в смокингах, правда, жаль, что не во фраках. Но, к сожалению, это диктует «мода», общественные вкусы. Классический репертуар требует классической одежды. Погружаясь в грёзы балета «Лебединое озеро», «Жизель», слушая оперу «Евгений Онегин», невольно представляешь себя каким-либо героем. И фрак становится частью романтического мира.
А вы задумывались над тем, что в театральной Москве фрак можно встретить чаще, чем на периферии? Мне кажется, в столице, где уровень культуры выше, это естественным, чем в рабочем крае, например, на Урале, где «гламура» почти не встретишь. А что уж говорить о Санкт-Петербурге, который с давних времён был центром, сохранившим в себе культурные традиции аж с петровских времён.
Театр неразрывно связан с человеком. Духовное воспитание делает человека образованнее, интеллигентнее, одухотворённее. А внешний вид человека зависит от его собственного отношения к театру. Будь то или книга, или торжественный вечер, нас все равно влечёт в этот храм Мельпомены.
Так всё-таки в театр – во фраке или в джинсах? Это зависит от внутреннего ощущения гармонии, уровня культуры человека, общественной моды.