Регина Усманова "ЕГЭ: объективная оценка знаний или стандартизация мышления?"
С недавнего времени практически на каждом уроке ученик старших классов может услышать фразы, подобные этой: «Задания такого типа встречаются в ЕГЭ». И множество школьников содрогаются даже при мысли об ЕГЭ, которое им предстоит сдавать. Больше того, этот экзамен нагоняет страх и на родителей, которые, естественно, беспокоятся за своих чад, на учителей, которые изо всех сил стараются помочь своим воспитанникам, организовывая различные дополнительные занятия и элективные курсы. Чем же обязан этот экзамен такому к нему отношению?!
Что такое ЕГЭ?! По сути, это тесты, которые «подгоняют» каждого из сдающих под определенные рамки…
Здесь речи о том, что на этом экзамене школьники смогут показать какие-то свои качества, как индивидуальностей, даже и быть не может. Также этот экзамен не учитывает и то, что многие ученики просто начинают паниковать из-за нехватки времени, тогда как традиционный экзамен предоставляет в этом плане пусть и не безграничные, но все-таки большие возможности. Не играет роли здесь и человеческий фактор. Школьник не может сказать ни на пинт больше, чем нужно. Учитель не может задать дополнительный вопрос, если его интересует глубина знаний экзаменуемого. А еще и система оценивания… Из-за 1 балла может разрушиться все: все мечты, надежды, все для ученика! А двоечник, «на эники-беники» «натыкавший» ответы вполне может стать пусть не отличником, но хорошистом точно. Да, недостатков у этого экзамена немало. А как обстоит дело с преимуществами?!
Должна отметить, здесь все довольно шатко в некотором отношении. К «плюсам» ЕГЭ относят то, что для проверки первой части не нужно такое количество учителей, как при традиционном экзамене. При этом, конечно же, то, что в этом бланке можно сделать множество ошибок, и не упоминается. Также к преимуществам относят и то, что ЕГЭ исключает возможность взяточничества. Но уже прогремел на всю страну случай, когда родители просто написали за своих детей экзамен. Тут и взяточничество мало понадобилось.
Ну а теперь можно и сделать соответствующие выводы об этом экзамене…
Но обязательно стоит добавить, что такая система является подражанием России таким странам, как Франция и США, откуда, собственно и взялась мода на проведение экзаменов в подобной форме. Россия еще с древних времен развивалась отлично от других стран, по-особенному. Но всегда неимоверно продвигалась вперед. И, пусть, иногда и были неудачи- все это мало влияло на нашу страну. Поэтому, я считаю, что ЕГЭ- не наилучший вариант для России.
И, пожалуй, напоследок хочется отметить самое обидное. О том, стоит ли оставлять ЕГЭ, думаю, спрашивали многих. Различных государственных деятелей, профессоров, академиков… Но я сомневаюсь, спрашивали ли об этом учеников, учителей, родителей. А ведь не академики, государственные деятели и профессора будут сдавать этот экзамен. Не они… А новое поколение, которое, я думаю, считает себя обиженным, хотя бы потому, что каждого из них «загоняют» в такие рамки, будет вырастать уже без всякого желания выражать собственные мысли, потому что они не будут «вписываться» в квадратик, где нужно ставить крестик с ответом.