Мария Губа "ЕГЭ: объективная оценка знаний или стандартизация мышления?"
Основная форма итоговой аттестации выпускника в современной России—Единый государственный экзамен.
То, сколько споров сейчас происходит вокруг темы ЕГЭ, понимают и наблюдают все: чиновники, учителя школ, преподаватели и ректоры вузов, наконец сами выпускники и их родители. Основные минусы ЕГЭ, на их взгляд, это частые ошибки в формулировке заданий, некорректная оценка знаний ученика. Но это ли главные недостатки ЕГЭ? И так ли «страшен чёрт, как его малюют»?
Почему все боятся ЕГЭ? Давайте будем откровенны. Ученик привык к тому, что можно списать, воспользоваться шпаргалкой, даже в некоторых ситуациях получить помощь от учителя (не всегда и не везде, но это возможно). На ЕГЭ любое списывание приведёт к аннулированию работы, а это уже даст более чем печальные результаты.
Родители «боятся» ЕГЭ, беспокоясь о поступлении любимого чада в ВУЗ. Ребёнок не сдаст экзамен, не поступит, что делать дальше? Сыну грозит армия, а это, конечно, не для него. Ведь он у нас такой тонкий, чувствительный, умный мальчик. А армия—для «гор мышц» и ни на что, кроме применения своей силы, не способных. Дочери придется искать работу, но куда её возьмут с таким образованием? Ждать год? Давать взятки?..
Многие учителя также отрицательно настроены по отношению к ЕГЭ. Ведь нельзя сказать, что сдать его легко. ЕГЭ охватывает максимум тем, входящих в школьную программу, а то, насколько хорошо с ним справятся ученики, может повлиять на репутацию школы и учителя в частности. Более того, не трудно понять, что подготовка к ЕГЭ—это совершенно другой тип обучения, проводить который во время уроков нельзя; в школе проходится только программа, установленная, конечно, государством, к ЕГЭ ученик готовится сам. Времени на то, чтобы успеть и программу освоить, и ЕГЭ писать «научить» критически не хватает. Ну а одно без другого тоже не будет иметь смысла.
Конечно, есть люди, и их немало, которые выступаю «за» Единый государственный экзамен. Он ведь позволяет оценить знания ученика по множеству тем, хоть и не всегда это так, к нему «реально» подготовиться, например, пройдя огромное количество тестов уж «всяко» «руку набить» можно, да и курсы есть специальные…
Плюсы, конечно, у ЕГЭ есть. Этот экзамен позволяет оценить, как подготовлен ученик пусть к столь строго определенному виду задания, однако, к индивидуальному их выполнению. Да и с тем, что ЕГЭ охватывает довольно много тем школьной программы, не поспоришь.
В общем, споры продолжаются, «противники» ЕГЭ и его «защитники» непримиримы.
Но все ли минусы и плюсы Единого государственного экзамена лежат «на поверхности»?
Единый: едины правила проведения, расписание, используются задания стандартизированной формы. Возьмём, например, часть С ЕГЭ по русскому языку. Вот он, образец этой типизации. Ученик должен написать сочинение на определенную тему следуя строго определенному плану, не отходя от него ни на пункт, даже используя определенные слова... Итак, всё решено за выпускника. Чтобы получить максимальный балл, достаточно зазубрить шаблон, написать всё по «трафарету». Рецепт элементарен до абсурда, а потому так грустно осознавать, что стандартизация мышления юных россиян достигла-таки апогея!
Создается впечатление, что страна готовит не нестандартно мыслящих молодых людей, способных совершать неожиданные, даже революционные открытия, а роботов, построенных «по гос. заказу», готовых выполнить любой приказ свыше и беспрекословно подчиняться руководителям.
ЕГЭ—ступень к вузу, к уже взрослой жизни. Вуз—ступень к карьере. Но позволяет ли на самом деле высшее образование обрести независимость мышления, «взрослые» мысли? К сожалению, и на данном этапе развития молодого россиянина главенствующую роль играет государство и его установки на «воспитание» определенного типа индивидуума, способного выполнять то, что скажут.
Это всё не бросается в глаза. Мы привыкли к такой системе. «Жизнь за царя» теперь мы отдаём на службу «государственному аппарату». Стандартный шаблон становится для нас «уникальным путём развития» человека. И в погоне за баллом подстроившийся под трафарет системы обгонит плывущего против течения, идущего к своей личной независимости, индивидуальному мышлению и свободе выбора жизненного пути.