Анастасия Толстикова "Высшее образование… А зачем?.."
В наши дни люди нечасто задумываются над тем, а действительно ли они нуждаются в высшем образовании. Современные стандарты общества практически не оставляют за нами права задавать подобный вопрос. Большинство выпускников абсолютно уверены в том, что учиться в ВУЗе необходимо, без этого они никогда не смогут добиться чего-либо в будущем, не будут успешными в профессии и в жизни. Однако, несмотря на то, что полученный диплом действительно является одним из основных документов при поступлении на работу, я считаю необходимым разобраться: а зачем всё-таки нужно высшее образование?!
Каждый школьник буквально с детства знает: «Высшее образование нужно любому уважающему себя человеку. Если не будешь хорошо учиться, никогда не поступишь в институт». В этой фразе «не поступишь в институт» - аргумент, который не подлежит оспариванию, что, собственно, и мешает свободному выбору. Поэтому из года в год усилия большей части старшеклассников направлены на одно - поступление в ВУЗ. В действительности же, если мы зададим им вопрос, а зачем вам это, внятного ответа, скорее всего, не получим. В качестве причины могут быть представлены такие варианты, как:
1)Этого хотят мои родители.
2) А что же мне ещё делать?
3) Я хочу добиться многого в жизни.
Рассмотрим подробнее каждый из вариантов.
1) К сожалению, многие родители уверены: они знают, что будет лучше всего именно для их ребёнка. Безусловно, когда подросток ещё не в состоянии определиться с тем, чего же он хочет, мнение родителей может быть полезным. Но ведь существуют и другие ситуации, когда человек не может сделать выбор из-за того, что родители уже давно всё решили. Или: подросток вообще не уверен в своём желании поступать в ВУЗ, но он напуган тем, что родители никогда не простят ему непоступление туда. Или боится огорчить родственников, не оправдать их надежд. Нет сомнений, родные и близкие желают нам только лучшего, но порой и они принимают решения под влиянием тех самых общественных стандартов. Например, их сын (дочь) должен быть юристом (экономистом…и т.д.), потому что это престижно. Или потому что в будущем они смогут устроить его (её) на хорошее место по специальности. Или потому что только в этом вузе у нас есть знакомые, которые помогут при поступлении. При этом не только желание, но зачастую и способности, наклонности ребёнка во внимание просто не принимаются.
2) Этот ответ появляется в той ситуации, когда человек просто не знает, чем же он в принципе хочет заниматься. И в этом случае выбор происходит согласно общественному мнению, которое гласит: если ты, не дай Бог, не поступил, то ничего хорошего в твоей жизни уже не будет. Тем не менее (и это общеизвестный факт), больше половины людей, получивших высшее образование, в принципе не работают по специальности, а порой полученные в вузе знания им и вовсе не нужны. Нужна лишь «корочка» о том, что ты окончил ВУЗ. Так стоит ли кидаться к первому и часто, именно по мнению окружающих, «правильному» варианту действий? Хорошо ли это? Почему у людей не оказывается времени и желания, чтобы разобраться в себе? Да потому, что все боятся либо осуждения теми же самыми родителями или, что ещё хуже, своими сверстниками, также считающими, что, не поступив в институт, ты отрезал себе все дороги к успешности. Нередко страх вызывает и ощущение упускаемого шанса, возможно, последнего, впрыгнуть в уходящий поезд «высшее образование». И этот страх и у родителей, и у выпускников возникает из-за системы вступительных экзаменов в нашей стране. С введением ЕГЭ, срок действия которого ограничивается 1 годом, не поступившие сразу после школы практически процентов на 70 лишаются возможности сделать это в следующем году. Мало кто найдёт в себе силы вновь пройти через «адовы круги» подготовки к сдаче ЕГЭ. Очень жаль, что в такие моменты мы забываем: перед любым человеком открыты все дороги и очень часто избранный путь совсем не нуждается в дополнении, представленном в виде диплома под мышкой. Безусловно, здесь не идёт речь о тех случаях, когда человек хочет стать инженером, врачом или учёным. Такие профессии подразумевают обязательное получение высшего образования. Но если человек хочет заниматься чем-то прикладным, совершенно не предполагающим обязательного знания высшей математики или даже законов Ома для участка цепи, то может быть, ему в ВУЗ и не нужно?! Между прочим, именно отношение к высшему образованию, как к единственно возможному ключу к успеху, и порождает дефицит рабочих и мастеров, что негативно сказывается на развитии промышленности страны и не позволяет России слезть с той самой «нефтяной и газовой иглы».
Для подтверждения справедливости такой точки зрения можно привести в пример западную методику. После окончания школы ученик имеет право взять так называемый gap year, то есть один год, во время которого у него есть возможность подумать о своём будущем, съездить на практику волонтером в Мексику, Африку или любую другую страну, для того чтобы убедиться в правильности своего выбора. Многие отправляются заниматься благотворительностью, чтобы найти себя. Я не говорю о том, что во всём нужно равняться на Запад, но их позиция в этом вопросе является, на мой взгляд, очень правильной.
3) Третий вариант ответа на вопрос - это фраза 17-летнего школьника, которому очень долго и подробно рассказывали, что его ждёт в том случае, если он поступит и если не поступит. В результате, хочет он или не хочет, а дорога в светлое будущее оказывается только одна. Других он просто не видит.
Всё выше изложенное волей-неволей заставляет нас прийти к выводу о том, что высшее образование в некоторых случаях - это формальность, которая не всегда необходима. Несомненно, для поступления на работу в серьёзную компанию высшее образование придётся получить. Это неоспоримый факт. Но так ли уж все хотят работать в крупной корпорации? Это ещё один общественный стереотип, создаваемый СМИ и огромным количеством желающих поступить в ВУЗ. Никогда нельзя забывать о том, что если у тебя есть цель, желание, базовые знания и доля таланта, то и самостоятельно добиться можно много. И это не просто красивые слова. На свете немало известных успешных людей, не имеющих высшего образования: Джон Дэвидсон Рокфеллер, чьё имя стало символом богатства; Билл Гейтс, являющийся основателем самой огромной компьютерной корпорации; Стив Джобс - основатель компании Apple,которая сейчас лидирует на рынке компьютерных технологий, Роман Абрамович, Генри Форд. «Времена изменились», - скажете вы. Что же, может, времена и изменились, но желания и устремления людей остались прежними, только несколько поменяли свою форму, поэтому по-прежнему всё в ваших руках, нужно просто в себя поверить.
Подводя итоги, хочу сказать: высшее образование получать можно и нужно, но это должен быть осмысленный выбор, независимый от общественных стереотипов. Никогда нельзя забывать о том, что образование может подразумевать под собой не только профессиональные знания, но и образ мышления, самообразование, самопознание. Оцените адекватно свои возможности и желания, после чего выбирайте своё будущее, которое зависит от вас.