Яна Войцеховская «Сегодняшний россиянин — кто он? О чем мечтает? К чему стремится? На что надеется?»
О молодежи замолвили слово
Какой он сегодняшний россиянин? Точно не такой, как в древнерусском эпосе — храбрый, смелый, мудрый, не такой, как русский офицер, дошедший до Парижа в 1814, не такой, как советский человек, веривший в идею, стремившийся к идеалу — нет.
Молодой россиянин сегодня — это резко критикующий все, что было в Советском Союзе, это дерзко отзывающийся о нынешней России молодой человек. Он часто говорит, что хотел бы уехать заграницу, что Россия — ужасная страна, что greencard – это круто! Вот он - житель большого города, родители, которого являются средним классом. Почему он такой?
Редко сейчас можно услышать среди подростков разговоры о родине, потому что само слово «родина» — им давно чуждо. Почему? Наверно из-за того, что нет этого единого образа своей страны. Помню, как-то на уроке истории учитель попросил создать свой символ Рима и объяснить, почему он именно такой. Одноклассники рисовали весы правосудия, меч, венок, не обошлось и без Колизея с гладиаторами. Что бы мы нарисовали, попроси нас учитель создать символ современной России? Половина бы отшутилась медведями, водкой и пельменями, другие бы нарисовали Красную площадь или березу, как символ деревенской России, философы класса задумались бы о том, как изобразить феномен русской души, а я просто не смогла бы ничего сделать. Такого образа нет. Как нет и национальной идеи.
Уже давно говорят о том, что, занявшись перестройкой страны, государство совершенно забыло об одном важном аспекте — патриотическом воспитании нового поколения. А как можно его воспитать? С помощью культуры: должен быть детский кинематограф, детская литература. Часто в разговорах родителей я слышу названия фильмов «Тимур и его команда», «Приключения Электроника», «Гости из будущего», из них я только частями смотрела Тимура и Гостей из будущего, в которых мне очень нравилась главная песня. И все равно мне надоела старая картинка. Я переключала телевизор на другой канал и находила новые фильмы, только это были уже не русские, а американские. Я выросла на семи частях «Гарри Поттера», на мультфильме «Шрек», на сериале «Зачарованные». Знаю, это жуткая муть. Но другого не было. Года два-три назад впервые появились мультфильмы киностудии «Мельница». Я люблю пересматривать «Алешу Поповича и Тугарина Змея», «Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Илью Муромца и Соловея-Разбойника». По-моему это самые яркие современные проекты детского кинематографа.
Ярче них - только американский супергерой. Не удивлюсь, если скоро идеалом для моего маленького брата станет именно он. Америка стала непоколебимой истиной. Часто слышно среди моих сверстников восклицание: «А вот в Америке...». А вот, а вот... Влияние американских фильмов сформировало в нас идеальный образ будущего: дом, машина, обеспеченный муж, все спокойно, гладко, красиво. В нас сидит стереотип успешного американского супергероя. А в стране героя нет. Нет примера, для подражания. Общество без героя, без ценностей и ориентиров — как корабль без парусов, некуда плыть.
Что стало нашей мечтой? Наигранный, вылизанный, выбелиный американский идеал? Может и нет. Захотел бы русский человек остаться в России, будь у него возможность уехать за границу? Не знаю. В 80-90 не остался. В нулевые подумал бы. А сейчас?
О том, каким должен быть молодой человек, почему американцы не зомбируют, а воспитывают своим кинематографом зрителей, я поговорила с Григорием Олеговичем Ярыгиным, доцентом факультета Международных отношений СПбГУ, он также преподает в Юношеском Клубе Общественных Наук Дворца Творчества Юных.
Каким Вы видите современного гражданина России? Какие у него ценности?
Современный молодой человек должен понимать, что его обязанность приносить пользу стране, а не просто быть потребителем различных благ и услуг. Каким еще он должен быть? Активным, ответственным, скажем так, предприимчивым, готовым к изменениям, даже к радикальным. На пути современного молодого человека стоит множество задач, которые необходимо решать. Эти изменения позволят нам жить в новых экономических, социальных, образовательных, политических условиях. Быть равноправными членами международного сообщества. Все это в руках молодых людей, которые через пять-десять лет встанут у руля власти.
Вы часто говорили слова: «Он должен». Сейчас современный молодой человек, на Ваш взгляд не соответствует этим определениям?
К сожалению, мне приходится согласиться с тем, что молодежь сейчас не такая. У нее, как мне кажется, нет осмысленной цели, нет общего идеала, нет такой идеи, к которой стремились бы все. Многие ребята за отсутствием идеи, смысла своего развития сосредотачивают свое внимание на получении прибыли — деньгах. Такая псевдоценность пришла к нам еще в 90-е годы - заработать как можно больше денег. А для чего? Многие не могут дать осмысленный ответ.
Если мы говорим об идеи, которая бы двигала молодежь, то ее должно создавать государство?
Национальная идея должна сформироваться среди народа, государству не надо играть в этом процессе ключевую роль, чтобы идея не была сформирована в силу чьих-либо интересов. Россия ищет ее вот уже двадцать лет, но пока не очень успешно. Останови на улице любого молодого человека и спроси: «Для чего ты учишься?» или «Для чего ты работаешь?» Первой реакцией будет:
Чтобы заработать деньги.
Зачем? Для чего?
Чтобы купить машину.
Можно купить две, три, десять машин. Что потом? Можно купить два острова, можно купить три острова. Что потом?
Мы стараемся воссоздавать ценности, идеалы, такие как семья. Но государство своими темпами демографического развития пока не может в этом помочь. С другой стороны, наверно, обязанность государства — поддерживать патриотизм. Это во многом поможет избежать тех проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Я едва ли могу назвать патриотизмом такие чувства, как национальная нетерпимость.
Вы недавно приехали из Соединенных штатов, а там есть патриотическое воспитание?
Они имеют традицию ежедневного исполнения либо гимна, либо принесения присяги флагу, либо молитвы, с которых начинаются большие рабочие мероприятия, заседания законодательных собраний, занятия в классе. Поддержание этой традиции является одним из способов формирования патриотизма в умах людей. Это государство, которое заботится о своих жителях, которое постоянно напоминает им об этом и не дает возможность забыть. Если обратить внимание на результаты работы американского кинематографа, то можно найти много примеров, где говорится о том, что «Америка своих не бросает», «Америка занимается важным делом» ... Америка везде!
Разве это не зомбирование населения?
Нет. Это определенного рода культура, склад. У американцев слишком большой выбор. Есть часть населения, которая привержена своему родному государству, они спокойно могут повесить свой флаг на дом. На это обратят внимание, но никто не задаст вопрос: «Почему?» Скорее спросят: «А что это за флаг?».
Должны ли в модернизированной российской школе уделять внимание патриотическому воспитанию? И какими способами?
Через образование. Через изучение истории, современных международных отношений. Именно в школе формируется мировоззрение молодежи. Наверно, школа должна играть такую же активную роль, как и семья, в воспитании ребенка. Чем глубже и шире будет образование, тем лучше.
Какую профессию вы считает самой патриотичной?
Врача. Если он помогает людям в своем государстве, это и есть пример наиболее социально полезного, активного и ответственного человека. Хотя врачи тоже бывают разные, мы знаем, некоторые из них могут брать дополнительные деньги за лечение. Но будем надеется на других.
Что вы любите в нашей стране? Что ненавидите?
Надо бороться с беспределом чиновничьим, государственным, беспределом особых служб. С этим нельзя мириться. А люблю людей нашей страны, я много где побывал и единственное место, где мне комфортно, это Россия. Я люблю то, что мы такие большие, что у нас много возможностей, что мы можем достичь огромных результатов, если захотим.