Софья Кабацкая "В театр во фраке – старо или стильно?"

Софья Кабацкая "В театр во фраке – старо или стильно?"

В театр во фраке – старо или стильно?

Что мы видим, когда приходим в театр, на что обращаем внимание? К.С. Станиславский говорил: «Театр начинается с вешалки». А ведь, если задуматься, первое, что мы замечаем, – это не гардероб и не вешалка с одеждой, а окружающая нас публика. Зритель ещё не успел войти в здание, а публику он уже в состоянии оценить. Именно она создает первое впечатление о театре.

Однако откуда появилась традиция посещать театр во фраке? В России профессиональный театр возник в 17 веке при царе Алексее Михайловиче. Представления разыгрывались для царской семьи и придворных, соответственно, нетрудно догадаться, что высшее общество считало для себя обязательным появляться в красивых, изысканных одеяниях. Только в 18 веке театр стал публичным. Но и это обстоятельство не сделало его общедоступным, так как удовольствие оставалось дорогим, а значит, основную массу зрителей составляло опять-таки высшее общество, для которого традиции 17 века были все ещё близки и актуальны. «Местом не для всех» по разным причинам театр оставался и в 19, и в 20 веке, да и в наши дни нельзя сказать, что каждый может позволить себе билет на премьерный или имеющий успех спектакль, стоимостью 2 – 3 тысячи рублей.

Не стоит забывать и том, что до перестройки людям, кроме как в театр, просто некуда было ходить. Балы и приёмы ушли в прошлое, сохранились только театры. Правда, появился новый вид искусства – кинематограф, но он всегда был более демократичным и менее обязывающим. Поэтому-то театр стал современным балом, местом, где можно на других посмотреть, да и себя показать.

К счастью или к сожалению, поколения меняются, меняются взгляды, мысли, привычки, устои. В наши дни уже практически не встретить мужчин и женщин в безукоризненных туалетах, прохаживающихся по богатому фойе, обсуждающих новинки искусства. Это ушло в прошлое. Современному человеку это незнакомо и непонятно. Стоит ли обществу требовать от зрителя возвращения традиций? Стоит ли ходить в театры, как на богатый прием?

Театр – это то, что человек создает сам, своими силами, своими руками. Меняются люди – меняется и театр. Все большую популярность приобретают камерные сцены, мастерские, такие, как Мастерская Петра Фоменко в Москве или Малый драматический театр Европы в Санкт-Петербурге. То есть театры маленькие, небогато устроенные, без колонн и гобеленов, без люстр и потолков в 6 метров, без огромных сцен с оркестровыми ямами и красных бархатных занавесов. Для большинства зрителей это хорошее оправдание: если нет богатой обстановки, то и дресс-код будет менее строгим и требовательным. Возможно, это и правда… Однако не стоит переусердствовать: вещи спортивного стиля все равно не допустимы в любом театре. Пусть вместо роскошного платья будут брюки и блузка, а вместо строгого костюма - рубашка со свитером - и проблема будет решена. Не

Кабацкая С.И.

только зрителю, но и актеру будет приятно видеть рядом с собой опрятно и красиво одетого человека.

Многие, прочитав данную статью, могут возразить: все, о чем написано, давно известно и всем понятно. Однако на практике мы сталкиваемся совсем с другой картиной. По статистике только 30% опрашиваемых отвечают, что в театр нельзя приходить без соответствующего внешнего вида. И из них около 12% не посещают театры вообще, то есть их ответы сформированы за счет общих представлений, а не за счет собственного мнения и практики. Таким образом, около 70% опрашиваемых могут позволить себе прийти в театр «в чем попало». Данная статистика достаточно плачевна. Потому как стиль одежды зрителя во многом определяет его отношение как к театру в частности, так и к искусству в целом. Ведь театр – это не просто способ развлечься. «Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда», - писал К. С. Станиславский.

В чем идти в театр все-таки остается личным выбором каждого, так как запреты и правила редко кого останавливают в наше время. Однако хочется надеяться, что духовное развитие, которому, безусловно, способствует театр, отразится и на внешнем виде тех, кто стремится приобщиться к одному из самых замечательных видов искусства. И пусть для кого-то фрак – это старо, а для кого-то – стильно, главное, чтобы внутреннее состояние и внешний вид человека гармонировали и соответствовали месту. Не стоит ходить в театр только для того, чтобы поставить галочку: я там был, я это видел. Тогда, естественно, и проблемы не будет: для человека, искренне любящего театр, посещение спектакля – праздник, а значит, он не позволит себе этот праздник испортить.

29 декабря 2010

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов, а также организаций, признанных экстремистскими и запрещенных на территории Российской Федерации.