Кулакова Ася "Молодежные субкультуры: протест или конформизм?"
Однажды тысяча юношей и девушек поднялись на Столовую гору (США, штат Колорадо). Они взялись за руки и стояли в полном молчании около часа. Кто они? С какой целью пришли сюда? Они пытались добиться мира на Земле, и это лишь один из множества способов. Это было первое «Собрание Радуги» у хиппи 4 июля 1972 года, и с тех пор стало одной из традиций этого движения.
Хиппи – одна из самых прочных и давних субкультур, когда-либо существовавших в андеграунде. Они не просто слушали музыку Битлз (The Bethels) и Дженис Джоплин, носили длинные волосы, но были одержимы единой идеей мира на всей Земле. И, может быть, именно поэтому субкультура хиппи была распространена повсеместно во всем мире в 60-х годах 20 века и существует в наши дни.
Панки и скинхеды, рокеры и реперы, фанаты и антифа, экстрималы и скейтеры… В мире существует неисчислимое количество субкультур. Первые молодежные объединения с определенной системой ценностей возникли на Западе в 60-е годы 20 века как протест против буржуазного устройства. В Россию, а точнее, в СССР эти движения пришли к 70-м годам, но объект протеста несколько видоизменился. Так как в Советском Союзе не существовало буржуазных отношений, то протест был направлен на тоталитарную систему. Главной идеей была, несомненно, свобода. Свобода поведения, мысли, печати и т.д.
В чем же причина появления молодежных субкультур? Одна из главных причин, несомненно, - желание чувствовать себя частью какого-то общества, частью системы. Особенно это выражено у подростков, когда жизнь человека беспечна и свободна, ещё не обременена взрослыми материальными заботами, обязанностями, ответственностью за близких. И молодым людям кажется, что они нашли понимание, нашли единомышленников. А дальше? А дальнейшее существование подростка непредсказуемо, но во многом оно будет зависеть от сущности самой субкультуры, к которой он примкнул. Объединяет ли людей этого движения единая цель, увлечения, или это совершенно чуждые друг другу люди, просто называющие себя одним именем и придерживающиеся одного стиля и атрибутов в одежде. Чем выше общая цель и сложнее ее достижение, чем сильнее общее увлечение, тем крепче связи между людьми в социуме, тем лучше они объединены, тем больше зависят друг от друга. И, наоборот, чем меньше у людей точек соприкосновения, общих пристрастий и задач, тем слабее они связаны между собой, а, следовательно, легко расходятся, и их «культура» бесследно исчезает.
Так, байкеры объединенные любовью к скорости и стремлением к невозможному, к новым, еще не взятым рубежам, со временем из горстки неорганизованных мотоциклистов в Америке создали огромную мировую организацию – братство. И это, действительно, не просто течение или субкультура – это братство, даже своего рода государство, со своими порядками и законами. Например, чтобы вступить в «Братство мотоцикла», нужно пройти не одно испытание. Движение байкеров – это жесткая система, живущая под девизом: «Один за всех, и все за одного». Система, сложившаяся как альтернатива существующим отношениям между людьми, построенная на взаимопомощи, доверии, и, может быть, поэтому существующая десятилетия.
А вот нередко встречающихся на улицах России (да и не только России) несколько инфантильных подростков связывает особое понимание жизни – эмо, как они сами его определили. Но доступно это понимание лишь избранным. Может, от того, что его и нет вовсе?! А есть группа молодых людей, стремящихся к самоутверждению и демонстрации своей самостоятельности, или ищущих понимания и сочувствия, или даже просто страстно желающих выделиться из толпы? И, возможно, именно поэтому выросшие эмо забывают о субкультуре, к которой когда-то себя причисляли. Забыть о способе своей самореализации в молодости, который больше не нужен, не так уж и сложно, а вот забыть увлечение или желание сделать мир лучше не так-то просто. Возможно, поэтому среди экстрималов и байкеров встречается немало взрослых людей. И пусть они уже не собираются вместе, как раньше, не придерживаются определенного дресс-кода, но в душе они все те же романтики и идеалисты.
Какой бы ни была причина образования и существования молодежных субкультур, они были, есть сейчас и будут существовать, возникать и исчезать… Они найдут свое место в любом государстве, ведь даже в Советском Союзе, жесткой тоталитарной системе, молодежные течения существовали. Как бы их не запрещали, какими бы мерами пресечения не устрашали их лидеров и участников, а быть может, именно потому, что их всячески пытались уничтожить, они были очень сплоченными... Своим отношением к окружающей действительности, вызывающим поведением молодежь выражала свое несогласие с существующим устройством мира. Иногда среди таких молодых людей находились люди талантливые, с огромным личностным потенциалом. И они облекали свой протест в совершенно нестандартные формы, в которых протест этот замечали только те, кто хотел заметить. Так, например, родился русский рок.
Прошло время, изменился общественно – политический строй в стране. И эти движения перестали быть оппозицией государства. Не стало единой цели, не стало того, против чего они выступали. И, казалось бы, молодежные субкультуры должны исчезнуть. Так что же?! Нет. Продолжают свой путь. Ведь социум, который примет подростка и даст возможность почувствовать свою значимость и свободу, ему необходим. Но объединяющей идеи нет. Вот отсюда и другие субкультуры, в которых цель совершенно эфемерна и лишь служит для сокрытия истинного смысла сообщества. Сначала формируется объединение подростков, а только потом появляется идея, общие интересы (если вообще появляются). Вот здесь и кроется причина размытости границ субкультур, их неоднозначности и «бесхребетности». Молодежь отступила от протестных идей, мировоззрений, поведения. Субкультура стала одним из способов приспособления подростков к жизни и обществу, то есть конформизмом.
Ни социальные, ни политические проблемы не исчезают, а лишь меняются. Трансформируются, но остаются. Новые взаимоотношения, новые системы ценностей в обществе – новые протесты, новые поколения – новые субкультуры. Субкультуры будут приходить и уходить, но, может быть, те молодежные объединения, ценности которых вечны, будь то борьба за мир или любовь, будут жить через времена и поколения.