Андрей Уродов "Высшее образование... А зачем?.."

Андрей Уродов "Высшее образование... А зачем?.."

Высшее образование... А зачем?..

«Авось, пригодится!», - вздыхал Димка, подперев плечом едва держащуюся на петлях дверь школы, из которой на летние каникулы высыпалась детвора. Ему никуда не хотелось идти, а тем более куда-то торопиться. Выпускник уголок к уголку складывал в папку сертификаты экзаменов и прочую бумажную волокиту, определяющую его теперь, как «образованную» личность. ЕГЭ сдан..мозг расслаблен и пребывает в какой-то милой сердцу стадии летнего «отупения». Димка обвел взглядом знакомые парапеты и арки школьного двора, чтобы с каким-то кислым чувством отправиться в своё «светлое будущее». По старой традиции, перепрыгивая через последние «удачные» ступеньки лестницы, он для себя решил, что день будет отличным. Дыша чуть тяжелее обычного после быстрой ходьбы, он остановился на перекрестке и в толпе прохожих, подстерегающих утреннюю маршрутку, увидел Ваню.

- Чего это ты такой запыхавшийся?

- В военкомат бегу, ВУЗ вот пока не выбрал, а так хоть в армию не пойду.

Русскую душу, как известно, умом не понять. Может быть это всё потому что наше общество живет, руководствуясь сотнями и тысячами предрассудков? Один из них – известный всем миф о высшем образовании. Поинтересуйтесь у своих друзей о их планах на ближайшее будущее, и вы даже не удивитесь, что лишь малая часть знает, чем они хотят заниматься в жизни. А для таких как Димка, главной и требующей наибольших усилий целью является поступление в ВУЗ. Неважно в какой. И тем более неважно на какой факультет, а если мы еще и из глубинки, то только в Москву! Москву! Москву! Санкт-Петербург! Нижний Новгород! и иже с ними, ведь зачисление в престижное учебное заведение должно само решить их судьбу! Не многие понимают, что именно этот этап - студенческая жизнь - будет требовать наибольшей отдачи и заинтересованности, помноженной на хорошие знания, приобретенные в школе. Хороший балл по ЕГЭ не может гарантировать пятерки в зачетке. Это лишь часть того, что потребуется вам в вузовской суматохе.

Так где же истина?

Вообще, пережитки СССР и попытки скрыть невозможность их адаптации в новом обществе рисуют нам до колик смешную картину. В ней роль обычного гражданина выглядит чересчур плачевно. И каждый день нашей жизни просто увешан этими шедеврами мысли чиновников. «Эрмитаж» 21ого века, художники-шаржисты в экспозициях любого города страны! Что касается ВУЗов, то и там наши власти «преуспели». Распределения после сдачи дипломной работы в Советском Союзе действовали довольно продуктивно, но сегодня этой системы уже нет. Всё давно развалилось! Люди же не перестают надеяться на то, что диплом распахнет перед ними все двери и постелет красную дорожку на мраморные полы беззаботной молодости. Сегодня, скорее всего случится так, что кто-то более изворотливый выдернет эту дорожку у вас из-под ног, а вы упадете и больно ударитесь. Влиться в ряды прожигающих свои дни на нелюбимой работе с бесконечными мечтами о «викэнде» проще простого. В конце концов, диплом можно купить в метро, а «счастливое будущее» там не продается.

Как же тогда отыскать это загадочное слово «futurum»?

Думаю, многие согласятся с тем, что уровень фундаментальных знаний наших ВУЗов – один из самых лучших, но часть учебы связанная с практикой, наоборот уступает всему и вся. Большинство студентов отсиживается в лабораториях, созданных в 80ых годах прошлого века. А что мы можем требовать от ВУЗов России, когда значительная часть всех заводов обрабатывающей промышленности работает по технологиям, внедренным еще при Хрущеве? Когда страна пребывает в таком кризисе, высшее образование, несомненно, нужно россиянам. Мы должны обеспечить государство максимально возможным количеством специалистов в определенных областях знаний.

А теперь посмотрим на проблему с другой стороны. По данным ЮНЕСКО в последующие 30 лет высшие учебные заведения мира закончит больше людей, чем когда либо выпускалось из них вообще, за всю историю человечества! Не наталкивает ли это на мысль о том, что ценность дипломов неожиданно стала стремиться к нулю? При такой конкуренции мир ждет от индивида инновационных решений и свежих, нестандартных идей, а не размахиваний «корочкой» перед носом шефа. А как вы относитесь к тому, что наиболее успешными людьми в США и Европе являются те, кто посещали нужные им лекции свободных слушаний и не учились в университете как таковом, либо не имеют высшего образования вообще?

Попробуем разобраться.

Дилемма, как мне кажется, кроется в системе преподавания в целом. Существует множество отличных моделей и программ обучения, которые действительно дают ученику необходимые знания. Но когда всё это связывается тугими нитями оценок, наматывается на тупой камень зубрежки и кидается в бушующие волны подросткового характера, все наши доводы о эффективном образовании рискуют быть выброшенными на берег.

Пикассо говорил о том, что каждый ребенок – художник, трудность лишь в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. Да, да, вы не ослышались – каждый! Только вот таланты, наши внутренние «Пикассо» – как и полезные ископаемые – зарыты очень глубоко. Их поиск может занять месяцы, годы, десятилетия. Так почему же все умеют качать нефть, находить новые месторождения газа или бокситов, но не могут обеспечить подрастающему поколению адекватную систему обучения, позволяющую обнаружить их способности еще в самом раннем возрасте?

Зато у нас есть «замечательная» школьная программа, которая как заводской станок штампует «мастеров ЕГЭ» каждый год. У ребенка практически нет выбора и всё, что ему «следовало» бы изучить, уже предрешено государством. Приведем пример: почему творческие уроки всегда ставятся на последние места по значимости или вообще отсутствуют? Почему ребенок, предрасположенный к хореографии, журналистике, изобразительному искусству или же спорту не может уделять этим дисциплинам столько же часов, сколько он тратит на математику и углубленное изучение физики? Много ли раз в детстве вы слышали о том, что карьера актера, художника, музыканта вас ни к чему не приведет? Школа губит таланты на корню, скажете вы. Тогда приведем контрпример. Первую гитару моему дяде подарили примерно в то же время, когда Кирк Хаммет – соло-гитарист группы «Metallica» - купил свою в 1977 году. У Кирка, как вы знаете, все получилось, а мой родственник так и не научился играть скоростные переборы и гаммы, как бы он не дул в свой старенький «Урал». Зато он стал успешным физиком, заинтересовавшись предметом еще в школе. Это сравнение еще раз доказывает уникальность всех людей, и необходимость подбора индивидуальных школьных программ для каждого.

Общество должно перейти от «индустриальной» системы образования к более аккуратной и корректной. Мы превратили образование в стандартизированный «фастфуд» и продолжаем усугублять ситуацию с каждым годом, проглатывая общую программу сразу 14-16 предметов. Задумайтесь, что необходимо человеку для того чтобы вырастить розу и что нужно для того, чтобы отштамповать деталь на предприятии? Растения, как и дети, требуют индивидуального подхода, каждое из них – также живое создание. Но почему мы идем по легкому пути, требующему лишь определить условия и включить автоматическое «производство» шаблонных деталей?

«А откуда взять людей, которые займутся революцией в системе образования уже сегодня?», - спросите вы.

Ведь самое страшное, что ученик можете сделать на уроке в современной школе – это совершить ошибку, учитель оценит его ответ в два балла. Дома за это тоже не похвалят. Поэтому к главному, вузовскому периоду жизни каждый из нас подходит с комплексом, с боязнью выполнить поставленное задание неверно. Откуда брать новых дерзких ученых теоретиков, в основу предположений которых всегда ставится только экспериментально замеченное новшество? Что если оно неправильно? Вот и получается, что неоткуда..

Вы никогда не задумывались, почему дети так любят возиться с конструкторами, кубиками, пластилином? Потому что они не бояться использовать этот расходный материал для самовыражения, они не бояться ошибаться. Мозг ребенка постоянно полон свежих идей, и он всегда готов предоставить их окружающему миру. К сожалению, многие родители замечают, что уже после старта средней школы, дети начинают меньше читать, брать в руки карандаши и краски, лепить что-то из глины, собирать оригами. Вы, возможно, возразите, что это обычный процесс взросления – перемена ценностей человека. Но как этот ребенок в будущем должен заявить стране о себе? Школа отучивает использовать окружающий его «расходный материал» - информацию, знания - для создания чего-то нового и принуждает учиться по отработанной схеме, материалу учебников, рабочих тетрадей. Стандартизация мышления? Да во всей её «красе»!

Напротив, самообразование, постоянное самосовершенствование и расстановка личных жизненных целей – вот где залог успеха. Вот чему должна учить школа! Надо быть честными с самими собой и реально определить ту область знаний, работа в которой будет приносить вам удовольствие, работа в которой принесет какую-то пользу обществу! И чем раньше вы это сделаете, тем выше будет результат. Один ученый заметил, что если с нашей планеты исчезнут все насекомые, жизнь остановится через 50 лет, если же исчезнет человеческая особь, через 50 лет природа будет переживать пик своего расцвета. Не кажется ли вам, что сидя сейчас за монитором вы не оправдываете своего существования на этой планете? Ваш вклад в её историю, как и мой, сравним с одной семи миллиардной населения всей Земли. Люди должны оттолкнуться от модели потребления и перейти к модели инноваций. Тогда будет смысл говорить и о необходимости совершенствования нашей системы образования. Появится возможность здраво рассуждать о надобности ВУЗов как таковых, а не разводить дебаты, пока подавляющему большинству на это всё просто наплевать. Если в сознании россиян ничего не изменится, мы так и будем стоять на берегу Сколковских нанотехнологий и махать платочком Нобелевским лауреатам, проживающим далеко не на Родине, и даже далеко не в странах СНГ.

21 декабря 2010

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов, а также организаций, признанных экстремистскими и запрещенных на территории Российской Федерации.