Полина Семыкина "Высшее образование... А зачем оно?"

Полина Семыкина "Высшее образование... А зачем оно?"

Высшее образование... А зачем оно?

Человек существо социальное, наверное, эту фразу слышал каждый. И ведь, правда: самостоятельная, сформировавшаяся личность - результат окружающего нас мира. Вы можете возразить: А как же гении? Эти люди сделали себя сами. Так-то оно так, но стали великими им помогло то, что их открытия были нужны человечеству. И их особый интеллектуальный потенциал проявляется в сравнении со среднестатистическим человеком. Если бы не было нас с Вами, не было бы и гениев. Черное ярко выделяется лишь на фоне белого, в темноте никто не заметит отдельного мазка. Да, сознание определяет бытие. Но для формирования этого самого сознания нужно участие людей вокруг. Судьба детей-маугли печальна - они так никогда и не нашли себя.

Таким образом, социум можно выделить как самостоятельный живой организм. Некую взаимосвязанную систему. И как любому организму ему свойственно важное свойство - развитие. Под развитием подразумевается общественная эволюция - переход от палки-копалки до атомного реактора, от счета на пальцах до квантового компьютера. Я не зря употребила именно термин эволюция. Ведь никому из первобытных людей не могли присниться современные технические достижения. От несмелого трения сухих палочек друг об друга до "приручения" электричества прошло много долгих лет и немало промежуточных изобретений.

Никто из добывших первый огонь не дожил до изобретения даже свечи. Ибо социальной биосистеме свойственна смена поколений. Все мы смертны, все рождаемся и умираем. Если бы каждый раз, все исследования, детям приходилось начинать "с чистого листа", человечество до сих пор не изобрело бы и колеса. Значит, на каком-то начальном этапе перед людьми встал вопрос о передаче накопленных знаний. Конечно, сначала можно было обойтись устной речью, "от отца к сыну". "На тигра не охотся, его мясо невкусное, иди убей кабана, и мясо сытное, и поймать намного легче". Очень простые и кажущиеся естественными нам выводы, в первобытных пещерах были открытием. Чтобы дойти до этого, нужен был опыт "сын ошибок трудных", а эксперименты нередко заканчивались печально.

Постепенно общество развивалось. Появились первые города, были заложены основы великих цивилизаций. Объем новых знаний всё увеличивался. Совсем скоро люди поняли: Не каждому дано быть "и чтец, и жнец, и на дуде игрец". Всегда нужно выбирать что-то своё, и уже в этом, специфическом знании совершенствовать своё умение. Да, считать, писать, читать необходимо всем, но в работе портного Вам не понадобится философия, а математику чужды основы скорняжного дела. Тогда, наверное, и начали появляться первые специализированные образовательные учреждения. Сначала их роль выполняли: передача мастерства по наследству, присутствие на лекциях знаменитых философов и деятелей науки. Потом появились первые ученики талантливых людей.

Действительно, быть связкой в бесконечной временной цепочке почетно. «Дед мой был кузнецом, отец был кузнецом, и я им стал. Дети и внуки мои тоже будут работать с наковальней». Отточенные И как результат: отточенные веками знания, уверенность в завтрашнем дне. Но, что же делать сиротам? Как быть детям, которые выбрали свою, несхожую с предками стезю? А третьему, пятому, десятому ребенку в семье - все знания-то предназначались первенцу. Да и гениев много меньше, чем желающих учиться. Так что же теперь, юным Ломоносовым оставлять свой потенциал нерастраченным?

Появилась потребность в школах, но ведь даже тогда общеобразовательная программа не могла вместить в себя всю науку. Она лишь делала краткий, но всеобъемлющий экскурс в каждое из достижений общества того времени. И правильно. Память имеет какой-то лимит, зачем тратить своё время и силы на обучение ненужным вещам. А работодатель и государство во все времена ценили блестящее знание в своей, узкоспециализированной области. Врач и строитель не должны обладать одинаковыми знаниями в областях медицины и возведения строений - иначе каждое из них будет поверхностным.

А как же книги, спросите Вы? Библиотеки - огромные Пантеоны знаний, в емкой форме, где каждое слово, каждая мысль тщательно выверена и продумана. Да, книги одно из величайших изобретений человека. Литература - вот столь чаемая человечеством машина времени, то, с чьей помощью мы можем легко перемахнуть века, расстояния, языковые барьеры, почувствовать себя в теле человека другого пола, возраста, социального положения. Оценить его взгляды и идеи, понять характер "изнутри". А научная литература, помогает нам освоить любую профессию.

Да, всё это правда, но, неужели есть такая книга, которая бы заменила настоящего, живого человека? Профессор, стоящий за кафедрой, объяснит Вам всё намного проще, чем вы прочтете в любой, даже самой лучшей литературе. Логическим объяснением данному парадоксу является банальная фраза: мы не роботы. Машина, безусловно, гораздо лучше поймет сухой язык аргументов и фактов. Но нам, несовершенным Homo sapiens необходимо нечто живое, настоящее. Учитель, который является ассом в своем деле, обычно излагает всё игровым языком, позволяя себе и пошутить, и привнести что-то новое, свое, в данную тему. И слушать его будут с открытым ртом. Да и запомнится такая "информация с человеческим лицом" в сотни раз лучше.

Наверное, этим и руководствовались древние мыслители и правители, создавая учреждения Высшего образования. Первопроходцем в этом стал Древний Восток, специализированные учебные заведения были там уже три тысячи лет назад. Но всё же университеты в нашем понимание данного слова появились лишь в средние века, в странах старого света. В основном, в таких заведениях обучались наиболее просвещенные слои того общества - духовенство. Именно священники были тогда законодателями научных мод. Они читали книги и писали их сами, увлекались математикой и философией. Также большое внимание уделялось подготовке медиков и юристов.

В 1632 году в Киеве была создана Киево-Могилянская академия, в которой изучали славянский, латинский и греческий языки, богословие и «семь свободных искусств» — грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку.

В 18 веке в Петербурге была создана Академия наук, при которой открывается Академический университет (ныне Санкт-Петербургский государственный университет) и гимназия. В становлении Российского высшего образования сыграл роль Михаил Ломоносов, которому было поручено «смотрение» за Академией наук. Он разработал оригинальный учебный план, в котором на первом году обучения «для того, чтобы иметь понятие о всех науках, чтобы всяк мог видеть, в какой кто науке больше способен и охоту имеет» , -предусматривалось обязательное посещение всех лекций. На втором — посещение только специальных циклов, а на третьем — прикрепление студентов к отдельным профессорам для «упражнения в одной науке». В 1755 году Михаилом Васильевичем было учрежден Московский Государственный университет, который является одним из лучших образовательных учреждений в России и в наши дни.

Далее, в 70 годах 18 века, вследствие промышленного переворота появилась необходимость в новых "точных" специалистах. Было создано Горное училище, Казанский университет и Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана.

К концу 19 века были приняты первые попытки дать равные права на образование, как мужчинам, так и женщинам. Однако в нашей стране это осуществили лишь после Октябрьской революции.

Наш век называют веком информации. Наряду с легкой, тяжелой промышленностью и сферой производства услуг, появилась так называемая информационная промышленность, а как следствие новый термин "торговля мозгами". Действительно, с развитием науки количество открытий в физике, математике, биологии, химии, генетике возрастает в геометрической прогрессии. Сейчас об абсолютных знаниях в нескольких областях нет и речи. Знать бы своё собственное дело, успевая за всеми нововведениями, инновациями и стандартами. Ни один профессор физики не изучает все области «науки о природе» в деталях, а знает в совершенстве лишь узкую область, именно в ней он читает доклады и пишет диссертации, именно в нее вкладывает свои силы и интеллектуальные возможности.

Люди оказались морально неготовыми к такому объему знаний. Современное общество захлебывается в избытке информации. То, что еще двадцать лет назад изучали в институтах, теперь проходят в стенах школы. А старшие классы, большинство из престижных общеобразовательных учреждений вынуждены сделать профильными. Знаний становится столь много, что пяти-семи лет обучения на их усвоение недостаточно. Хороших работников готовят со школьной скамьи. Может поэтому, несмотря на промышленный выпуск студентов, спрос на квалифицированные кадры столь велик. Дойти до диплома и стать хорошим специалистом любящим свою работу, желающим привнести туда что-то своё, новое - удача. Для этого надо иметь не только непоколебимую веру в выборе жизненного пути, но и крепкие нервы, холодный ум и светлый, просвещенный разум.

Главной задачей университета стало развитие необходимых в данной специальности качеств, обучение тому, что будет востребовано в будущей профессиональной деятельности студента. Повышение общекультурного уровня, будь то, лингвистические познания или музыкальный вкус, посещение театров, музеев и выставок становится личным делом каждого из нас, но на любом собеседовании учитывается не только «рабочая» специальность, но и общая эрудиция. Да и в повседневной жизни каждому образованному человеку приятно видеть рядом не "инженера" или "журналиста", а разноплановую личность, с которой можно обсудить любую тему, будь то внутренняя политика, классическая литература или последние достижения в кинематографе.

Не стоит забывать о колледжах и училищах. Для того, чтобы сделать вкусный плов или соорудить из волос настоящий шедевр, для того, чтобы водить машину без аварий или выращивать прекрасные цветы ведь тоже надо учиться. И такие кадры нужны ничуть не меньше, чем психологи, математики или архитекторы. Если они знают своё дело и умеют хорошо работать

Мы можем сделать вывод, что современному человеку получение Высшего образования необходимо для того, чтобы быть настоящим ассом в своем деле. Учиться в Вузе нужно для того, чтобы не потеряться в современном обществе, где как никогда стала актуальной фраза: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Будучи частью эволюции, образование столь же естественно, как хождение на двух ногах или владение членораздельной речью. Каждый из нас, так или иначе, стремится занять свою, предназначенную только для него, нишу в обществе. Но не все так просто.

Профессий вокруг Великое множество. У будущего абитуриента обычно глаза разбегаются: "И там интересно, и сям, а в той области так вообще фантастика". Почему-то многие при выборе мыслят однополярно: либо руководствуются мнением родителей, либо собственным интересом, либо финансовой стороной вопроса. Вот и поступают по принципу «что-то одно», но ведь каждый пункт из этого списка важен! Все мы хотим жить хорошо - для этого нужны деньги. Для души, которая всё же главенствует в человеческом теле, нужна личная заинтересованность в процессе работы, чтобы глаза горели, когда идешь на службу. А родители – самые дорогие для ребенка люди, которые имеют в разы больше жизненного опыта, чем он. Да, это должен быть Ваш выбор, Ваша колея, но прислушаться к их словам, понять, почему они говорят именно так, а не иначе всегда нужно и можно.

Для достижения гармонии необходимо соблюдение золотой середины, а не зацикленость на чем-то одном.

Таким образом, современное образование дает людям шанс адаптироваться в никогда не стоящем на месте обществе, идти в ногу с прогрессом. Воспользоваться ли им - выбирать каждому из нас.

16 декабря 2010

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов, а также организаций, признанных экстремистскими и запрещенных на территории Российской Федерации.