Ангелина Эдит "Моя история XX века"
«У войны не женское лицо».
Первого февраля, накануне 67-ой годовщины со дня разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск под Сталинградом, состоялся спектакль Волгоградского молодёжного театра «У войны не женское лицо».
Спектакль «У войны не женское лицо» – это драма в одном действии. Режиссёр – Алексей Серов, художник – Анна Белякова. В главных ролях: Юлия Баркалова, Александра Горкавченко, Елена Киреева, Наталия Колганова, Вероника Куксова, Наталья Стрельцова, Наталья Якупова. Продолжительность – 1 час 10 минут. За это небольшое время зрители пережили не только события войны, но и прочувствовали чудовищную трагедию женщин на войне.
Этот уникальный спектакль был поставлен по одноимённой книги Светланы Алексиевич, которая переведена более чем на двадцать языков, включена в школьные и вузовские программы во многих странах. В её основу легли документальные рассказы женщин, чья молодость прошла на войне. «Воспоминания – это не страстный или бесстрастный пересказ исчезнувшей реальности, а новое рождение прошлого, когда время поворачивает вспять. Чтобы человек так ясно увидел себя сверху – с неба, и снизу – с земли. Прошел путь вверх и путь вниз – от ангела к зверю» (Светлана Алексиевич).
Героини спектакля передают в зал массу эмоций и чувств – это чувства совсем ещё молоденьких девчонок, матерей, дочерей. Все лаконично, нет ни чего, что бы отвлекало от их лиц и слов. Спектакль «У войны не женское лицо» – о восприятии войны женскими глазами. «Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова – сестра, жена, друг и самое высокое – Мать. Но разве не присутствует в их содержании и милосердие как суть, как назначение, как конечный смысл? Женщина дает жизнь, женщина оберегает жизнь, женщина и жизнь – синонимы» (Светлана Алексиевич).
На войне женщине пришлось стать солдатом, пришлось стрелять и убивать, убивать немецкую сволочь, убивать за своих детей, мужей, близких, подруг, за свой дом и за свою жизнь. Став солдатом, женщина всеми возможными способами пыталась защитить в себе женщину, но это не всегда получалось как на моральном, так и на физическом уровне. «….кругом убитые, раненые, а я, беременная, живая. Бегу по дороге и помню, как мама говорила, что, если хочешь родить красивого сыночка, смотри только на красивое, слушай красивые песни. А я бегу и только пожары вижу, только смерть вижу, только кровь вижу. Думаю: «Кого же я рожу в таком ужасе?» (Светлана Алексиевич).
Новорождённые на войне редко выживали. Одна из героинь спектакля с пугающим спокойствием говорит о том, что женщинам приходилось убивать своих детей. А ведь для женщины ребёнок – это всё ради чего стоит жить и бороться за жизнь. Война забрала у юных девушек счастье материнства! Забрала любимых и близких их сердцу людей! Забрала красоту «…Мы только недавно, лет восемь назад, нашу Машеньку Алхимову нашли. Ранило командира артдивизиона, она поползла его спасти. И перед ней разорвался снаряд. Командир погиб, она доползти не успела, и ей обе ноги раскрошило. Мы ее несли в медсанбат, а она просила: «Девочки, пристрелите меня… Кому я такая буду нужна?..» Так просила… так просила… Ее отправили в госпиталь, а мы дальше пошли, в наступление...» (Светлана Алексиевич).
После всего того ужаса, что они видели и чувствовали, должны были вернуться героинями, а не теми, за которых их теперь считали официальные жёны погибших: «Знаем мы, чем ты, девка гулящая, с нашими мужиками занималась!». Их предали: страна, близкие, мужчины. У них украли победу. Все то, за что они воевали плечом к плечу с солдатами, стало для них тяжёлым бременем, и мирная жизнь уже казалась страшнее, чем фронтовые будни.
Стоит отметить, что спектакль – лауреат государственной премии Волгоградской области в сфере искусства, в номинации «Театральное искусство» за 2008 г., лауреат VII Международного фестиваля «Молодые театры России» в Омске в номинации «Лучшая женская роль. За ансамбль» в 2009г. Сценическое произведение, уже получившее ряд престижных премий, весной нынешнего года, года 65-летия Победы, будет показано в рамках акции «Волгоград – миссия памяти» в городах-героях России, а также на Украине и в Беларуси.
Важно, что посмотрев спектакль, люди с гордостью могут сказать: «Я живу на Сталинградской земле». Важно, что бы последующие поколения, не забывали о величайшем подвиге наших дедов и прадедов. И не менее важно, что бы мы помнили о женском вкладе в Победу, помнили о санинструкторах, прачках, медсёстрах, разведчицах. И, может быть, мы всё же «вернём» им Победу, некогда отобранную у них, пусть даже посмертно…