Горностай Новосибирск
Концепция пресс-центра художественно-публицистической общешкольной газеты «Горностай»
Наш девиз: «Пресса – без пресса!»
Идея нашей газеты родилась осенью 2001 года. Наверное, не найти уже в России учебного заведения, не начинавшего в своих стенах издательскую деятельность. Школы, гимназии и лицеи пытаются выпускать свои периодические газеты и журналы, иногда даже не задумываясь о целях и концепциях, а просто как-то рассказывая о событиях школьной жизни. Часто они «погибают», едва родившись. Но многие вырастают до вполне зрелых, почти профессиональных изданий. Издание школьных газет, журналов и другой печатной продукции в наше время стало одним из признаков успешности учебного заведения. Газета «Горностай» новосибирского Образовательного центра, расположенного в Академгородке, издаётся уже 16 лет. За это время выпущено 286 номеров. Газету читают дети и родители. Развиваясь и стремясь к совершенству, издание участвует во всех значимых конкурсах с самого его основания.
Типографская печать, 200–250 экземпляров тираж, регулярно, как часы: 2 раза в месяц на протяжении всего учебного года. По-прежнему разновозрастные – и дети, и взрослые – авторы (ежегодно более сотни) и читатели (около полутора тысяч): каждый находит своё.
Старшим ребятам, привыкшим к интернетовским форумам и чатам, кажется, что печатное издание – анахронизм, но попытки ограничиться сетевым ресурсом приводят к осознанию старой истины о том, что написано пером… Да и в море чатов многие ли имеют шанс быть услышанными?
Все наши номера можно пощупать и полистать: история газеты и гимназии без ретуши и в динамике…
Критика в адрес газеты приветствуется, её содержание, как правило, нам понятно, и одновременно оно убеждает нас в том, что издание «Горностай» является если не эталоном, то образцом организации и реализации идеи школьной прессы.
Хорошие плоды приносит наша Школа Журналистики «Пираньи пера» (в этом году ей исполняется 16 лет). Выпустили первый в истории школы Медиа класс. Набрали второй — теперь у нас 9Медиа.
Если относиться к понятию «журналистика» абстрактно, то удочка, приманка и тоненький невидимый крючок с наживкой – необходимый набор профессионала в этом относительно молодом роде человеческой деятельности. Если набрать побольше и поразнообразней приманки и вооружиться ещё и сетью, то журналистика плавно перетекает в разряд очень популярной в последнее время пиар-деятельности. Так или иначе, без приманки говорить о профессионализме несерьёзно. Иногда на крючок попадаются не те, кому он предназначается, и тогда ситуация может быть скандальной.
В этом году газете исполнилось 16, итоги подводить не хочется. Хочется жить и развиваться, потому что сейчас в вёрстке уже 287-й номер. Дальше – новые даты, новые идеи. А концепции мы остаёмся верны. Как и раньше, главное – это личность, творчество, знание и труд. Именно эти понятия заложены в основу нашей «приманки». И работает!
Мы всё теснее сотрудничаем с журфаком Новосибирского государственного университета; опыт участия в конкурсах, российских и международных, приносят обильный урожай: на журфаках вузов страны получают и уже получили образование больше 50 ребят.
Номера газеты верстаются детьми самостоятельно в профессиональной программе InDesign. Это искусство требует уйму времени и сил, но всё же в нём есть некое очарование.
Шубку горностай меняет периодически — так распорядилась природа (то мороз, то жара)! Но душа Горностая далека от шкурного интереса – меняемся, да! Но в развитии!
Подытожим:
Издатель: Образовательный Центр «Горностай», Новосибирск
Год основания: 2001
Тираж: 200–250
Периодичность: 2 раза в месяц
Руководитель: Богданова Нина Викторовна
Слоган: Пресса — без пресса!
Символ: Горностай — гордый, независимый, смелый, редкий, белый, пушистый, подвижный, любопытный зверёк
Портрет издания: Разновозрастное, актуальное, многожанровое; особое внимание к содержанию, корректуре, дизайну и вёрстке
Читательская аудитория (состав и примерное количество): Более 2000: учителя, ученики и их родители, бабушки-дедушки, жители района
Главное достоинство издания: Регулярность, тираж, преемственность поколений, баланс интересов и чувство меры, непрерывный поиск новых форм
Главная из решаемых задач: Через массовость и культуру СМИ — к качественному образованию
Проблемы: Проблемы организационного плана: ограничение доступа в сеть Интернет для представления газеты в электронном виде более широкой аудитории; отсутствие материальной поддержки; большая учебная нагрузка у редактора и учеников.
Нина Викторовна Богданова, учитель русского языка и литературы высшей категории, дважды победитель Конкурса лучших учителей России Национального проекта «Образование», главный редактор газеты «Горностай»