Давыдова Елена Геннадьевна, Кострома
Мысли в автобусе
Хочешь стать дворником,
а становишься академиком
Сегодняшнее утро ничем не отличалось от вчерашнего и даже позавчерашнего. Я как обычно опоздала, выходя из дома, и решила, что пойду ко второму уроку. Но когда я ехала в автобусе, я увидела то, что меня неприятно поразило - грубое отношение мужчины среднего возраста к пожилой кондукторше. Пока она считала деньги для сдачи, он по-хамски её торопил, а получив несчастные монеты, проворчал, мол, что взять с человека, который всю жизнь свою проводит в автобусах. Что это было – неудачный день или невоспитанность? Меня волновало другое - почему люди выстраивают в своей голове определенную иерархию в зависимости от того, кем кто-либо работает? Разве человек рабочей профессии заслуживает меньше уважения, чем тот, кто зарабатывает интеллектом?
Пока я проезжала следующие остановки, я думала: «Ведь мы же все рады вкусному блюду в ресторане и красивой прическе, каждому из нас захочется, чтобы как можно скорее был починен протекающий водопроводный кран…» Почему же мы не уважаем тех, кто делает нашу жизнь комфортной, благополучной?
Смотря из окошка автобуса на здание филармонии, я поняла, что «культ элитарности» всегда был присущ человечеству. С древних времен физический труд считали «черной работой», которую выполняли рабы. Возможно, именно там берет корни пренебрежение к рабочим специальностям. Но ведь сегодня они объективно стоят наравне со множеством «интеллектуальных» профессий – так, например, монтажник связи может зарабатывать больше и исполнять свои обязанности намного добросовестнее, чем экономист, социолог, юрист, но почему-то не получать одобрения социальных снобов, оставаясь в их глазах лишь «обслуживающим персоналом».
Еще пару остановок я проехала с мыслями, что у человека может быть уважаемая должность, несколько высших образований, но они ничего не стоят, если идут вкупе с нелюбовью к своему делу, плохо скрываемой скукой, отсутствием в голове «свежих» мыслей. Желание же самоутвердиться за счет якобы «низкого» социального положения других – вообще удел людей слабых с множеством нерешенных внутренних конфликтов.
«Хочешь стать дворником, а становишься академиком», - эту фразу одного писателя я вспомнила, когда выходила из автобуса. Дети, выбирая профессию, лишены предрассудков и ориентируются на видимую им реальную жизнь, потому чаще всего ребёнок говорит, что хочет быть продавцом мороженого, кондуктором, отрывающим билетики, водителем троллейбуса и тому подобное. Ведь именно эти люди приносят так много пользы и радости окружающим, и, наблюдая за ними, мы с ранних лет постигаем красоту труда! Мне стало жаль, что, вырастая, год от года усваивая общественные стереотипы, вчерашние мальчишки и девчонки начинают поглядывать на представителей данных профессий словно бы свысока, а порой и насмехаются над теми, кто так восхищал их в детстве.
Именно поэтому случай с грубым обращением мужчины так сильно меня задел. Я думаю, что этот человек – жертва общественных предрассудков, и в глубине души он несчастен.
Такое, казалось бы, незначительное, маленькое событие наполнило мою прогулку до школы многими размышлениями, о которых я только что вам рассказала.