Ларионова Анастасия Васильевна, г. Архангельск

Ларионова Анастасия Васильевна, г. Архангельск

Совсем недавно, 27 января 2015 года, исполнилось 70 лет со дня освобождения лагеря смерти Аушвиц-Биркенау в польском городе Освенцим. Немногим удалось пережить то время смерти, сменившееся долгожданным временем перемен. С тех пор территория лагеря превращена в музей, куда ежедневно приезжают сотни туристов с одной общей целью – за день прожить весь ужас войны. От ужаса проснуться на холодной жесткой койке до ужаса никогда в неё не вернуться.

В тихом омуте черти водятся. По прибытии на станцию Освенцим кажется спокойным городом, но в сущности это город-смерть ценой в миллионы жизней. Даже сегодня, в мирное время, чувство страха одолевает с первых шагов по направлению к лагерю. «Arbeit macht frei» – гласят ворота на входе, что переводится как «Труд освобождает», циничное оправдание массовых убийств. Газовые камеры, печи в крематориях, медицинские эксперименты нацистских дьяволов – так умирали люди. И самое страшное, что выбраться отсюда было невозможно – не позволяли трехъярусные ограждения и атмосфера всеобщего страха. За пять лет существования «лагерь уничтожения» истребил сотни тысяч невинных, включая еврейских детей, женщин и стариков, обречённо работавших здесь до изнеможения, даже физически лишавшего мысли о том, что время перемен неминуемо наступит. Но когда?

В 45-ом году «Фабрика смерти» была остановлена раз и навсегда. Людская жестокость и бесчеловечность уже в прошлом, осталась только горькая память. Со времён Второй мировой не был воздвигнут ни один массовый концлагерь. И хочется верить в то, что люди в лагерях смерти погибали не напрасно – ветер перемен, который принесла победа над нацизмом, рассеял мертвенное дуновение, казавшееся неизбежным и вечным. Жертвы праведников и мучеников искупили ужас войны и ненависти.

Прошло более полувека со дня победы над главным мировым злом, но эта страшная страница истории навсегда останется с нами – в памяти, в книгах и фильмах. Один из последних и уже получивших «Серебряного льва» на Венецианском кинофестивале – фильм «Рай» Андрея Кончаловского – вопреки своему названию невольно погружает нас в ад, вслед за героями, без надежды на спасение. «После Освенцима нельзя писать стихов», – сказал немецкий философ Теодор Адорно. И тем не менее, искусство увековечивает память, а вдохновение рождается в пространстве пережитой опасности. Мы всегда будем обращаться к страницам истории, порой чудовищным и несправедливым, хотя бы ради того, чтобы на миг задуматься: «Даже в адском безвременье наступает время перемен».

14 февраля 2017

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов, а также организаций, признанных экстремистскими и запрещенных на территории Российской Федерации.