Мамедов Руслан Горхмазович, Санкт-Петербург
Время перемен
Ни для кого не секрет, что Исаакиевский собор – крупнейший православный храм Санкт-Петербурга, построенный в период с 1818г. по 1858г. по проекту французского архитектора Огюста Монферрана. Сорокалетняя стройка и огромные по тем временам затраты на строительство сделали собор самым дорогим в Европе (23 256 852 руб. и 80 коп.). Строился он за счет казны и никогда не принадлежал духовному ведомству за исключением около десяти лет. После освящения храма, управление им в течение 6 лет осуществляла Комиссия о построении. Далее на протяжении 14 лет им заведовал Главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями. А затем около 40 лет – Министерство внутренних дел. Итак, на протяжении 60 лет содержание и надзор за состоянием собора входило в круг обязанностей государственных институтов, гражданских, а не религиозных.
На данный момент, Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге – один из красивейших в мире памятников архитектуры, входящий в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Собор является национальным достоянием и гордостью петербуржцев. И поэтому заявление губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко о передаче Исаакиевского обора в пользование РПЦ вызвало всеобщее негодование. 28 января в 13:00 на Марсовом поле состоялся митинг, в котором участвовали все, кому не безразлична судьба Исаакиевского собора. Как-никак с уничтожением музея забудется гигантский опыт, который накоплен в музее за десятилетия, и памятнику неминуемо будет нанесен непоправимый ущерб. А ведь только в Исаакиевском соборе столь полно сохранилась коллекция русской монументальной живописи первой половины 19 века. После того как музей будет передан в собственность церкви, РПЦ придется не только поддерживать и реставрировать памятник, но и управлять потоком туристов. «Это огромное финансовое и организационное бремя, — говорил Александр Кононов, представитель Всероссийской организации охраны памятников, когда вопрос о передаче собора встал масштабно. — РПЦ — менее эффективный менеджер, чем музей. У меня нет никаких сомнений, что церковь не сможет на свои средства поддерживать состояние памятника, то есть изначально речь идет о государственных деньгах». На данный момент доход музея составляет более 800 млн. рублей, из которых удалось полностью оплатить реставрацию собора. По оценкам дирекции музея-памятника, здание требует постоянной, практически ежедневной реставрации, которую служащие РПЦ выполнить не смогут.
В истории есть переломные моменты. Передача музея РПЦ – и есть «время перемен» (переломный момент). Это то время, когда общество должно сделать правильный, продуктивный выбор, который не породит в дальнейшем деструкций в развитии нашего общества. Аналогичного шедевра Исаакиевскому собору в мировой архитектуре не существует. Поэтому от нашего выбора зависит очень многое. Принятие ошибочного решение может повлечь за собой передачу негосударственным организациям и других объектов национального достояния.