Головизнина Мария

Головизнина Мария

"Я бы в плотники пошел..." - почему молодежь не выбирает рабочие специальности?

Почему молодежь не выбирает рабочие профессии?

Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день на рынке труда самыми востребованными являются квалифицированные рабочие. Страна нуждается в сварщиках, электриках, токарях. С другой стороны, самые популярные направления у абитуриентов - экономика, юриспруденция, государственное управление. Почему же между работодателями и будущими соискателями образовалась такая пропасть? Глупо обвинять в этом современную молодежь. Во все исторические периоды развития человечества существовали престижные и непрестижные профессии. Так например в Древнем Египте самой уважаемой была профессия писца. В его обязанности входило распределение работы между земледельцами и ремесленниками, проживавшими на вверенной ему территории, подсчет изготовленной ими продукции, поощрение и наказание рабочих. Получить должность писца стремились многие, однако Египет испытывал, скорее, недостаток в людях этой специальности, ведь для того, чтобы стать им, было необходимо знать пять тысяч иероглифов, уметь хорошо считать. Учились этому немногие, а осваивали единицы. Более того, писец получал примерно столько же, сколько жрец процветающего храма. Профессии в Древнем Египте передавались по наследству. Единственным исключением была профессия писца, поскольку отбор на эту должность осуществлялся исключительно по принципу профессиональной компетентности. Получается, что еще несколько тысяч лет назад молодые люди мечтали об умственном труде, а не о ручном. Современные выпускники школ и вузов просто не стали исключением.

Еще одной причиной неприятия молодежи к рабочим профессиям я считаю очень сложный и противоречивый период в истории России, период перестройки. Люди, выросшие в это время, уверены, что показатель успеха - должность, на которой легко "достать" материальные блага. Например, это заведующий магазином, государственный служащий, директор фирмы. Очевидно, что произошло изменение отношения людей к рабочим специальностям. Пик уважения к ним пришелся на советское время, когда рабочий класс стоял во главе фабрик и заводов. А сегодня родители мечтают о правильном на их взгляд будущем ребенка. И у него не остается выбора. Дело не в том, что ребенок не может перечить родителям. Дело в том, что в его голове за 18 лет уже сформировалось негативное отношение к ручному труду. Выпускник школы считает, что реализоваться возможно только получив высшее образование и став работником интеллектуальной сферы.

Таким образом, я хотела бы сказать, что общество, в котором существует социальное неравенство, предполагает стремление молодежи не трудиться руками. Оно, будучи неизбежным, проявляется во всех обществах на всех этапах исторического развития. Иначе у индивидов пропала бы необходимость заниматься трудоемкими, опасными или неинтересными видами деятельности, стремиться к новому уровню жизни. С помощью неравенства в доходах и престиже общество побуждает индивидов к трудным, нужным, но неприятными занятиям, поощряет более образованных и талантливых, развивает тех, кто относится к низкому классу. На сегодняшний день, у абитуриентов больше возможностей получить хорошее, престижное образование, больше возможностей зарабатывать деньги умом, а не руками. Вот и появилось это несоответствие потребностей рынка труда и желаниям соискателей.

17 марта 2015

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.