Макарина Татьяна

Макарина Татьяна

Куда уходит детство?.. Когда я почувствовал себя взрослым...

Как провести тёплый, солнечный уик-энд? Конечно же, пойти в парк! Туда, где захватывающие дух аттракционы, зеленые улочки, таящие прохладу и свежесть, сладкая вата и пончики, улыбки и смех! Туда, куда мы так любили ходить детьми. Вернувшись туда спустя десять лет (к сожалению, последний визит был очень давно – воспоминания практически стерлись, остались лишь отпечатки эмоций), я попыталась воскресить в душе то неземное и всеобъемлющее чувство невесомости и гармонии. Но…всё совершенно не то. Яркость и воздушность атмосферы воспринимается обыденно. Да, все прекрасно, необычно, но ничего более. Где то ликование, ощущение свершающего прямо здесь и прямо сейчас чуда? Я чувствую себя, словно маленькая Сонечка из повести словачки Клары Ярунковой «Единственная» - обещали парк, о котором я совершенно ничего не знаю, а потому, в силу детской фантазии, представляю его чуть ли не волшебной страной. После очередной прогулки я спрашиваю: «Когда же мы пойдём в парк?» - тихий городской уголок явно не страна чудес. Никак не могла я соотнести неземное наслаждение своих мечтаний с реальностью.

В чем же дело? Куда ушла сказка? Неужели, став взрослыми, мы навсегда теряем связь с ней? Детство заканчивается, и после этого нет счастья? Не может, просто не может такого быть!

Мои рассуждения приводят к выводу, что человек вырастает именно тогда, когда перестает верить в чудеса и его мировоззрение становится типично-бытовым. Это могло бы показаться нелепым, ведь каждому из нас хотя бы изредка нужна сказка, причем такая, в которую мы искренне верим, как в детстве. Однако не следует забывать, что взрослый человек несет на себе ответственность за близких (бабушек-дедушек, детей, домашних животных), должен ходить на работу, быть постоянно в активном ритме – совершенно противоречит этим его задачам мечтательность и наивность. Взрослые могут создавать сказку для своих детей (ведь не придет же к малышам дед Мороз, если папа с мамой не подсуетятся), участвовать в ней, но не верить. Вы никогда не задумывались, почему нам не удается с таким упоением наблюдать, например, за детскими новогодними представлениями? Ведь мы не верим в то, что происходит перед нами!

Тем не менее, не только это является основным критерием взрослости – сейчас многие дети не верят в фей, волшебников, презрительно кривят лица, когда им рассказывают сказки. Что же теперь, всех считать взрослыми? Нет. Мы упомянули эту «веру в деда Мороза», лишь чтобы показать, что даже сознание ребенка и взрослого отличны. И все же это нельзя считать переломным моментом на пути превращения ребенка во взрослого – лишь очередная веха, значимая, но не влияющая на ход движения.

Обратимся к обществознанию. Взрослый человек – сформировавшаяся личность. Тот, кто имеет свое мнение, может отстоять его, а самое главное, способен нести ответственность за себя и близких. Если на кого-то можно положиться, он может обеспечить свою безопасность, равно как и окружающих. Не это ли главное во взаимодействии внутри социума? Вспомним повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе», один из персонажей которой, Валек, в свои девять лет предстает перед нами ответственнее любого взрослого. Он заботится о младшей сестренке, способен защитить ее от обидчиков, достать пропитание и обеспечить какой бы то ни было, но ночлег. В противовес ему главный герой, ровесник, который сначала занят только играми, ничем более. Что еще нужно ребенку в таком возрасте? И если сын судьи вызывает у нас образ доброго, непоседливого и шумного мальчишки, то Валек своей замкнутостью, отсутствием интереса к играм и серьёзностью кажется нам намного старше.

К сожалению, нет такой черты, перейдя которую мы моментально превращаемся во взрослых людей, ответственных и серьезных. Даже приблизительно отметить её нельзя, потому что для каждого человека прощание с детством индивидуально. Кто-то на всю жизнь остаётся ребёнком (что послужило основой для появления несчетного количества анекдотов на тему воспитания женщиной нескольких детей: сыновей-дочерей и мужа), а некоторые и вовсе лишены прелестей этой прекрасной поры.

Если с вопросом о том, когда прекрасная пора кончается, мы немного определились, то со вторым нет. Куда уходит детство, в какие города? И где найти нам средство вернуть его сюда?

Существует мнение, что каждый из нас в душе ребенок, с чем я буду спорить. Мы вырастаем, и вернуться назад уже нельзя. Если мы гуляем по набережной, то, увидев сладкую вату, не будем ей радоваться по-детски. Сначала узнаем цену, после начнем раздумывать, стоит ли оно того, входит ли это в наш лист расходов. Купив, аккуратно съедим, приобретем влажные салфетки или (что намного предпочтительней!) найдем умывальник, чтобы (ни в коем случае!) ничего не заляпать. Я не осуждаю аккуратность, но ребенок бы никогда не сделал так. В порыве безграничного счастья он бы бросился к ларьку, моментально насладился лакомством, а руки оказались бы вытертыми о штанишки или же волосы. Потому что в детстве мы никогда не думаем о правилах (приличия, этикета, установленных кем-либо), а делаем все по велению сердца. Именно поэтому мы никогда не сможем вновь стать детьми. Почувствовать – да, занимаясь чем-то, подходящим по возрасту ребенку, или играя с детьми. Но никогда мы не переживем истинно, душою, потому что это – время, оно утекает и его не вернуть. Как стебель пшеницы никогда не станет маленьким ростком, так и взрослый не сможем вернуться в детство. Оно уходит от нас, образно говоря, в далекие уголки нашего сердца, на самом же деле – туда, куда уходит все время, каждая секунда, прожитая нами – в небытие.

17 марта 2015

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.