Карсанова Дана

Карсанова Дана

«Слишком много букв»…

Как выжить литературе в эпоху, когда даже интернет-комментарии не дочитываются до конца?

Сразу хочу заявить – на мой взгляд, сопоставление интернет-комментариев с литературой недопустимо. Создается впечатление, что слово литература стало архаичным, осталось где-то в глубине веков, а словосочетание интернет-комментарии – насущной необходимостью. Полагаю, что никакой трагедии нет в том, чтобы не дочитывать до конца глупые, порой, бредовые интернет-комментарии, в большинстве своем, не совсем адекватных людей. С некоторых пор я перестала их читать, считаю это нецелесообразной тратой времени.

Другое дело – литература. Этот вид искусства во все времена был, есть и будет неотъемлемой частью духовной жизни человечества. К великому сожалению, литературе сегодня действительно приходится выживать. Современная литература, в которой ключевой фигурой является не художник слова, а издатель, продающий наименование в каталоге продаж, увы, работает против настоящих талантов. Произведения некоторых современных авторов – чтиво развлекательного характера, состряпанное на ходу, так же, как и коммерческое кино, нацелено на кассовые сборы. Досадно, что истинное искусство, в частности, литература, не в силах противостоять этим пагубным процессам.

Но! Выживать – значит продолжать жить, достойно преодолевая все препятствия на пути к победе. И самая главная битва, в которой литература, как источник живого слова, просто обязана победить – в схватке с продвинутыми интернет-чуваками.

Являясь активным интернет-пользователем, представителем современной молодежи, я хочу выразить свое крайне отрицательное отношение к способам переписки и диалогам в смс-сообщениях и социальных сетях среди моих ровесников.

Оказывается, для выражения настоящих человеческих чувств, эмоций, переживаний, настроений, ощущений достаточно двух, трех букв! Например,

с д.р. – с днем рождения, прива – привет, СПС – спасибо, пжл – пожалуйста, споки – спокойной ночи, хз – хрен его знает, лю – люблю, ппц – ужасно, нзч – не за что, я в угаре – очень смешно, намана – нормально, няшка – мило, пофиг – все равно, и т.д. Люди в таком общении называются просто чуваками, шнурками, телками, поциками сёня и ща – сегодня и сейчас. При этом практически не используются вопросительные и отрицательные знаки, выполняющие интонационно-экспрессивную функцию в предложении. Без комментариев.

Зачем «заморачивались» А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, М.Ю. Лермонтов, С.А. Есенин, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев и другие великие поэты, отображая в своих нетленных творениях все богатство душевного мира человека? Они и представить себе не могли, что наступит время, когда человек превратится в оболваненного зомбированного робота. К несчастью, таких людей-роботов становится все больше. Молодежь, в основном, использует интернет как средство развлечения и общения. Вирус невежества, безграмотности и бездуховности поразил большое количество людей.

Почему это происходит?

Да потому, что можно, легко нажав на кнопку, получить готовый ответ в любом поисковике. С одной стороны, удобно. А с другой? Мозги напрочь перестают работать. Зачем пыхтеть над изучением орфографии, пунктуации, лексики, стилистики, культуры речи и прочей «дребедени», если и без этого можно наслаждаться жизнью «на полную катушку»? Активное общение в социальных сетях не нуждается в умственном и интеллектуальном сопровождении, не то, что чтение умной и полезной книги.

Ни в коем случае нельзя смириться с таким положением дел, иначе целые поколения будут деградировать в геометрической прогрессии. Как же нам быть и что делать? Хочу привести некоторые свои доводы по этому поводу.

Я абсолютно убеждена, что с детства родители должны прививать своим детям любовь к книгам, к чтению. Надо обязательно читать им старые добрые сказки на ночь. Мой брат в два годика запоминал наизусть все сказки для самых маленьких, которые читали нам папа с мамой каждый вечер перед сном. С тех пор у него хорошая память, я тоже полюбила чтение книг. Когда ребенок будет знать буквы, можно играть в кубики с буквами, складывая их в слоги, затем в слова, а слова в рифму. Когда ребенок научится читать, любые произведения, где есть диалоги, особенно басни, читать с ним по ролям. Любовь к чтению становится привычкой. Стоит войти во вкус, и удовольствие от результата будет поддерживать процесс. У детей, которые любят читать, шире кругозор, развита речь и память, им легче общаться и поддерживать беседу. Впоследствии эти преимущества помогут им при изучении иностранных языков, в театральных студиях, музыкальных школах.

Намного сложнее обстоит дело, когда мы становимся старше. Нас окружает столько соблазнов для стремительного взросления, что чтение книг превращается в скучное, неприятное, ненужное и немодное занятие. Вот тут необходимо обратить особое внимание на преподавание литературы в школе. Я считаю, что его надо кардинально изменить, так как литература – это прежде всего творчество. В той форме, в какой сегодня изучается этот предмет в школе, к сожалению, нет места творческой деятельности. Сами по себе изучаемые произведения замечательны, но иногда они становятся непонятными и неинтересными потому, что нам навязывают уже готовые шаблоны отношений к героям, к сюжету произведения. Все разложено по полочкам, как будто романы, повести и драмы – это шахматная доска.

Мне бы хотелось, чтобы на уроках литературы нам предоставляли больше возможностей рассуждать, высказывать свое мнение, свое видение вещей, свое отношение к героям, иметь свою точку зрения на происходящие события. Согласна, что изучать классические произведения в школе надо обязательно, их необходимо знать. Но можно отводить время и на другие жанры литературы. Кто-то увлекается фантастикой, кому-то нравятся приключения и детективы, кто-то зачитывается историческими романами, а некоторые и вовсе сочиняют великолепные стихи. Любой ученик мог бы похвастать и поделиться своими увлечениями, рассказать много нового и интересного, развивая тем самым свою личность и кругозор своих одноклассников. Среди моих сверстников есть немало талантливых ребят, которые сочиняют потрясающие стихотворения, но они боятся говорить об этом потому, что их могут не понять другие. Талантливые люди очень уязвимы, их необходимо всячески поддерживать. Для этого можно практиковать походы целыми классами в библиотеки для участия в литературных конкурсах, викторинах. Было бы полезно ведение читательского дневника учащимися, куда можно записывать понравившиеся фразы из прочитанных книг, свои впечатления, интересные факты из жизни писателей, затем зачитывать это также на уроках литературы и обсуждать всем вместе. Одним словом, педагоги должны уяснить, что на уроках литературы ученики должны больше проявлять свою индивидуальность и способности. Я думаю, что интерес к чтению от этого только возрастет.

Какими еще действиями можно повысить престиж литературы?

По моему мнению, произведения молодых и немолодых одаренных писателей и поэтов необходимо активно рекламировать. В СМИ больше «раскручивать» не столько представителей шоу-бизнеса, сколько творчество молодых талантов, печатать их работы не на последних страницах газет и журналов, а на первых! В интернете и на телевидении можно провести конкурс на лучшую рекламу книги, которая способствует развитию интеллекта. Я хотела бы подкинуть идею для дизайнеров верхней одежды. Вместо глупых надписей на футболках и толстовках пусть красуются выдержки из шедевров мировой литературы, крылатые фразы выдающихся деятелей искусства, науки. Особенно мне нравится четверостишие Н. Заболоцкого: «Не позволяй душе лениться,

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день, и ночь».

Это наш долг - противостоять ханжеству, мракобесию и невежеству, культивировать интеллектуальное развитие.

Что касается меня лично, я очень люблю читать, прочитала немало книг, немного пытаюсь сочинять. В своей настоящей и будущей журналистской практике постараюсь не заниматься пустой писаниной, а работать только над серьезными темами. Я благодарна вам за то, что дали мне такую возможность. С уважением, Дана Карсанова.

17 марта 2015

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.