Соловьева Екатерина

Соловьева Екатерина

Толерантность - терпимость или любовь?

Как людям разных культур жить вместе?

Закончился, наконец, сложнейший и для всего человечества, и для каждого человека в отдельности 2014 год. Одной из самых острых проблем стала проблема межнациональных конфликтов, распространение национализма. Поэтому, дабы в будущем сокращать количество подобных розней, все заговорили о таком понятии как "толерантность".

Современному человеку очень важно не потеряться в быстром и мощном потоке информации, и одним из самых главных способов сделать это является "фильтрование" получаемых "гигабайтов" текста, звуков и картинок. Для того, чтобы правильно понять современное значение этого слова (именно современное, так как нам известно, что язык постоянно меняется, адаптируюсь к новых жизненным реалиям), нужно справится в нескольких источниках. И все они, а именно: так популярная на сегодняшний день Википедия, современный словарь русского языка, бесчисленное количество статей в сети Интернет, - трактуют его по-разному. Одним из главных отличий является соотношение понятий толерантность-терпимость. Терпимость - способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению, - читаем у Даля, толерантность же - принятие чужих взглядов в независимости от соглашения/несоглашения с ними и сохранение убежденности в собственной точке зрения.

Так как же, снарядившись таким современно полезным качеством как толерантность, людям разных культур, говорящих на разных языках, верящих в разных богов, носящих разную одежду, как всей этой семимиллиардной толпе мирно плыть в неизвестность на гигантском корабле "Земля" в 21 веке? Стоит отметить, что культура подразумевает под собой и обычаи, и традиции народа, и его религию, и язык, и историю, и взгляды на жизнь и многие явления. Отсюда потребность современного образованного человека в этом во всем как следует разбираться.

По моему мнению, главное проблемой потери современными человеческими душами толерантности является отсутствие или недостаток образования. И отсюда один из главных путей к решению этой проблемы - нужно знакомиться с историей, культурой, литературой других народов, узнавая всё это, пытаться понять. Знание рождает появление своей точки зрения на различные вопросы, разграничение понятий и событий на хорошо/плохо, способность судить о различных явлениях и сопоставлять их. Здесь уместно сопоставить образование, к примеру отечественное и американское. Почему наша страна, являясь самым многонациональным государством сумела за всю свою историю сохранить численность населения многих народов, сохранить их обычаи традиции, не от того ли пошла хвала советскому образованию и гнет на современное? Да, современное образование имеет много сучков на доске, которую все так тщательно пытаются обработать рубанком реформ, но многие разумные люди хвалят его, во-первых, за его гуманитарность, во вторых, за воспитание разносторонне развитых личностей. И поэтому наравне с высказываниями о том, что многие предметы, изучающиеся в школе на таком глубоком уровне, нужны далеко не всем, много слышно благодарностей разносторонности, широком охвате получаемой в школе информации. А так как все познается в сравнении, то благодарности в основном от тех, кто столкнулся с образованием европейским, или американским. Приехавшая в Америку по программе обмена финка с гордостью рассказывает своим новым американским друзьям, что она из Финляндии. А они удивленно смотрят друг на друга и в смущении поднимают брови"А где это?. И это не единственный случай. И Фергюсон не единственный случай. И не нужно говорить, что американцы - нация самая гуманная и по всему миру ведет себя соответственно, это всем известно.

"Высшим результатом образования является терпимость", - сделала вывод писательница 20 века Хелли Келлер. Даже если понимать терпимость не в современном ее значении, выводы сделать можно.

При этом разумное образование, закладывающее основы гуманизма не заставит человека думать, что есть хорошие или плохие нации, хорошие или плохие языки или религии. А учить ребёнка, как известно, нужно пока он лежит поперек лавки. Даже если нашу современную лавку расширить, все равно получится не больше школьной скамьи. Почему многие современные конфликты разжигаются именно спичками, вынутыми из карманов молодежи? В этом винить недостаточное образование, следовательно узкий кругозор, и конечно, воспитание, так как не только школа, но и семья обязана воспитывать человека с хорошими моральными качествами и благонадежного гражданина. А толерантность граждан является как раз одной из главных черт правовых государств и закреплена в конституциях стран. "Толерантность, всяческие свободы тесно связаны между собой. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств", - читаем во второй части 19 статьи Конституции РФ. "Франция является неделимой, светской, демократической, социальной Республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всех граждан без различия происхождения, расы или религии. Она уважает все вероисповедания", - гласит конституция Франции. Но о каком же уважении ко всем вероисповеданиям можно говорить, если очевидно, как сегодня обостряются конфликты именно на религиозной почве, растет исламофобия, национализм. А чем дальше в лес, тем больше дров и разумеется появляется общемировой резонанс - тут и восстания в Нигере, и Москва, и Чечня, и Иран. Да даже в Декларации независимости, которая, как сегодня говорят, уже не может в полной мере отвечать интересам граждан, имеет много прорех, которые легко заполняются кому-то необходимой ветошью, написано: "Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными". Все таки самоочевидная истина, с этим не поспоришь.

Как уже было сказано, толерантность, в отличие от терпимости подразумевает по собой активные действия, а не бездейственное принятие какой-то точки зрения, не "моя хата с краю, ничего не знаю". И внашей стране, например, лозунги "Россия для русских" можно и осудить, а можно и оправдать. Осудить, потому что, опять же, нужно развивать толерантность. Не принято здесь во внимание то бесчисленное количество народов, проживающих искони веков в нашей стране, речь идет в основном об иммигрантах. Но лозунг этот можно и оправдать. Приезжайте в нашу страну, но, пожалуйста, учите наш язык, хотя бы чуть выше уровня выживания, знакомьтесь с нашими обычаями. В Краснодаре, например, около 40% респондентов считают одной из главных причин возникновения межнациональных конфликтов несоблюдение приезжими местных традиций и обычаев. Поэтому, нужно именно узнавать, знакомится с традициями, языками других народов, а не просто принимать их убеждения.

Не менее важную роль в развитии толерантности является религия. (Не отсюда ли обострение конфликтов вследствие развития популярного в 20 века атеизма?) Главной добродетелью христианства является любовь к ближнему, кто бы он ни был. Князь Андрей, будучи на границе жизни и смерти сказал: " Любить человека дорогого можно человеческой любовью; но только врага можно любить любовью Божеской". А от любви к ближнему - терпимость к близкому и толерантность ко всем окружающим. Пусть не все человечество исповедует христианство, но и Будда учил веротерпимости, говорил, что каждый имеет право на самостоятельный поиск духовности.

Поэтому отсюда и ответ на вопрос о том, как людям разных культур жить вместе. В первую очередь - узнавать друг друга. По сути дела, это действительно очень интересно, каждый уважающий себя человек, самодостаточная личность должна стремиться к знаниям, познанию окружающего мира. Во-вторых толерантность - проявление уверенности в себе и своих убеждениях. У меня есть мнение, у вас есть мнение. Я уверен в том, что думаю, и уважаю то, что думаете вы.

17 марта 2015

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.