Семчугова Арина
Талант – право или обязанность?
Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ!
Но я вижу - ты смеешься, эти взоры - два луча.
На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ
И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!
Н. С. Гумилев
Глупо думать, что все, лежащее на поверхности, ощутимое или кажущееся понятным, соответствует своей глубине. Совершенно опрометчивым будет и решение наклеить очередной ярлык, скажем, отстающему в развитии ребенку, сомневаясь в его способности воспринимать действительность – ведь, возможно, его искренняя радость новому дню и улыбка, не сходящая с лица, - как раз таки те эмоции, что вызваны единением с миром. Как бы несправедливо это не было, обществу свойственна стереотипная составляющая оценки и выводы, основанные лишь на зримых свойствах.
С талантом та же история – любого признанного музыканта, писателя или актера непременно назовут особенным, «поцелованным Богом» счастливчиком, обладающим этим уникальным даром – творить. Кто-то найдет искусство в сравнении с 8-часовыми рабочими буднями романтическим и ни к чему не обязывающим занятием – так свободно, само собой польется невесомое пение скрипки, буквы смело рассыплются в идеальную строфу, а пьеса, пронизавшая артиста, по окончании постановки так же легко вернется в твердый переплет. Почему-то принято думать, что быть одаренным - значит не чувствовать тяжести своего креста. Значит воспринимать ремесло игрой, имея на руках карты исключительно козырной масти, и быть ведомым им, не прилагая и сотой доли усилий. Я не знаю, кому пришло в голову присваивать таланту вариативность раскрытия через «право или обязанность» - разве у самого человека есть этот выбор? Разве быть рожденным с наизнанку вывернутой душой и рдеющим от переизбытка чувств сердцем – право? Или, может, вынимать ежедневно всю свою подноготную, прогорать с каждой отыгранной мелодией, произнесенным словом, разбудившей в холодном поту строкой, - особая привилегия? Наличие дара, как мне кажется, влечет собой огромный, всепоглощающий труд и работу на износ, которая должна быть выполнена не иначе, как в совершенстве. По истине творческий человек крайне критичен к собственным произведениям, он острее чувствует необходимость говорить доступным ему способом, донося некое тайное, раскрывшееся лишь ему послание, всем нам – вот та миссия, неизбежность выполнения которой не зависит от желания, сил или средств. Вот он, талант, - неотвратимая обязанность его обладателя.
А на поверхности остается эта непринужденно льющаяся музыка, изящные и стройные сонеты, тонкая улыбка незнакомки с холста – ни намека на лихорадку или работу на последнем издыхании. Разве что вынутая из груди душа мастера, частички которой теперь так жадно и часто дышат в нас самих.