Миронова Ангелина

Миронова Ангелина

Почему молодежь не хочет выбирать рабочие профессии?

Мне кажется, ответ на этот вопрос неоднозначен. Более того, на мой взгляд, мы просто не знаем истинной картины таковых желаний. Мнение сложилось на основе анализа поступлений в высшие учебные заведения, материалах СМИ, немногочисленных опросов школьников старших классов. Если опираться на эти данные, то тенденция на снижение интереса к рабочим специальностям, да и вообще, массовым, таким как учитель, врач, инженер, действительно прослеживается. Чем это объясняют специалисты (социологи, экономисты)? Вполне очевидными вещами: уровень зарплаты, статусность, перспективы, определенные гарантии, т.е. экономические факторы плюс, в какой-то степени, социальные. Все эти блага более очевидно гарантируют специальности, связанные с негосударственным сектором экономики. За последние двадцать лет наша страна пережила колоссальную трансформацию. Это касается политической системы, экономики и мировоззрения людей. Стало модным деньги не зарабатывать, а «делать».

Но, давайте, посмотрим на проблему шире и в ретроспективе. Слишком далеко ходить не будем, остановимся ключевых явлениях, связанных с темой нашего эссе в ушедшем XX столетии.

Возьмем период индустриализации. Это 30-е годы. В этот период наша страна сделала качественный рывок вперед. У всех на слуху стройки тех лет: Магнитогорск, Днепрогэс… За десятилетие страна буквально преобразилась: освоены новые отрасли, месторождения, открылись сотни больших и малых заводов и фабрик. Чем вызван этот небывалый подъем? Факторов множество. Но среди ним был и такой, как массовый энтузиазм. Конечно же, можно иронизировать над наивностью людей, верящих в возможность «саду цвесть», но, несомненно, необыкновенный душевный подъем людей, строящих новое общество, был. И власть, несмотря на многие отвратительные черты политического режима, сумела это почувствовать и облечь в определенные материальные формы. Был создан культ человека труда. Понятно, что это было явление достаточно искусственное, но тем не менее, оно существовало. Каковы же составляющие этой системы? Их много: это и введение звания «Герой Социалистического Труда», и создание образа героев (А. Стаханов, П. Ангелина), и героизация труда простого рабочего в киноискусстве («Весна на Заречной улице» реж. М. Хуциева, «Большая семья» И. Хейфица). Памятник Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» стал символом эпохи. Автор очень точно и содержательно отразила государственный заказ на возвеличивание тех людей, чьим трудом создавались мощь и сила государства. Для того, чтобы на заводы и фабрики пришли грамотные рабочие, специалисты, по всей стране открывались рабфаки, технические ВУЗы. На заводах работали целые династии. Быть рабочим было престижно и почетно. А сейчас?...

Я живу в небольшом городке на Урале, который с легкой руки А.С. Пушкина принято считать «опорным краем державы». Мой город относиться к так называемым моногородам. На территории Башкирии наш завод был единственным металлургическим. Традиционно молодежь связывала свою судьбу с этим градообразующим предприятием. В городе существовали (да и сейчас еще существуют) все ступени подготовки специалистов для комбината в частности, и металлургии в целом: ПТУ, металлургический техникум, горно-металлургический институт. Профессия металлурга была престижной и перспективной.

Но, к сожалению, все изменилось в 90-е годы: приватизация, оптимизация производства… И вот уже на дверях отдела кадров – объявление: «Прием рабочих временно приостановлен». Стоит большинство цехов… Конечно же, у молодого человека возникают вполне очевидные вопросы и сомнения: «Ну, поступлю в колледж, выучусь на волочильщика или травильщика, а дальше-то что?»

В этой связи вспоминается прошлогодняя экскурсия на «стан 150» - основной цех Белорецкого металлургического комбината, входящего в состав компании «Мечел». Проводил экскурсию начальник цеха, человек, явно болеющий за судьбу не только своего завода, но и за судьбу всей многострадальной России. По тому, как он рассказывал о работе цеха, чувствовалась его несокрушимая вера в мощь страны, в ее колоссальный созидательный потенциал.

Мы слушали начальника цеха с таким воодушевлением, что казалось, дай нам в руки инструменты, и за неделю производство будет повсеместно восстановлено в лучшем виде. А заключительные фразы: «Приходите работать все к нам, на комбинат! Будем вас ждать! И помните: кто, если не мы?» окончательно укрепили в нас глубокое уважение и почти любовь к начальнику, к его «священному цеху».

Выйдя из «храма металлургии», а таковых цехов во всем мире наберется не более десятка, мы всерьез задумались над выбором будущей профессии, над тем, а не связать ли свое будущее с заводом.

Та экскурсия почему вспомнилась? Если бы с молодежью работали вот так предметно, постоянно, конкретно, может, больше бы стало желающих пойти «в плотники». Кстати, на «стане 150» почти половина работников имеют высшее образование.

Знаю ребят своего возраста, одиннадцатиклассников, думающих о рабочих специальностях. В основном, это те, кто уже соприкасался с ними через родственников, знакомых. Не понаслышке знает их плюсы: не надо учиться по 5-6 лет в вузах, уезжать на такой срок из родных мест, переносить непростую жизнь в общежитиях. Да и престижные профессии юристов, экономистов не дают полной гарантии устройства на работу и яркой карьеры.

Вывод из сказанного: выпускники школ должны иметь более полную информацию о самых разных профессиях. Пока, в основном, они получают сведения на переменах от своих «особо продвинутых» одноклассников или противоречивую информацию из интернет-ресурсов.

А что все-таки с теми данными, которые просто так не отбросишь, почему большинство опрошенных выбирают профессии юристов и экономистов?

Престиж профессии, как мы знаем, складывается из самых разных составляющих: зарплата, интересная или рутинная работа, график, возможность карьерного роста, уютный офис или грязноватый цех, дружный коллектив единомышленников или сборище склочников и т.д. Как показывает европейский опыт, там статус рабочего достаточно высок, его права защищает профсоюз, производство автоматизировано, у нас же в этой области все намного печальнее…

Обыватель видит, что местный предприниматель по три раза в год летает за границу, по утрам выезжает из гаража с автоматическими дверями на «БМВ», а его особняк находится за трехметровым забором. А мимо этого великолепия два раза в сутки со смены и на смену идет волочильщик Коля со стажем работы в двадцать лет, чья машина примерно такого же возраста, и чьи путешествия ограничиваются поездками к ближайшему водоему. При таком раскладе у большинства молодых сработает инстинкт самосохранения. Они постараются избежать судьбы бедолаги Коли.

Что надо сделать, чтобы простому рабочему не было стыдно и обидно за себя и свою судьбу? Очевидно, надо дать ему больше денег. Как и откуда? Например, за счет части прибыли предприятий.

И ещё один нюанс: когда я была в музее комбината, экскурсовод говорил, что к нему нередко заходят молодые люди, увольняющиеся из цехов. Там отдел кадров расположен в одном здании с музеем. Любознательный экскурсовод не только рассказывал ребятам об истории комбината, но и расспрашивал о причинах увольнения. Поразительно, что почти все, в первую очередь, указывали на неуважительное, а проще говоря, хамское обращение со стороны начальства.

Здесь невольно приходят на ум факты из нашей недавней истории. Не думаю, что восстановление звания Герой Труда существенно поможет поднять престиж рабочего человека, но движение нашей управляющей государственной команды в этом направлении кажется верным.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что в последнее время над проблемой, затронутой сегодня нами, задумываются и журналисты, и общественные и политические деятели. Это и понятно. Ведь мы живем в материальном мире, нас окружают вещественные предметы, созданные руками человека. Каждому из нас необходимы продукты питания, одежда и иные предметы быта. А кто их создает? Человек труда. В современных непростых международных условиях, когда Россию пытаются задавить с помощью санкций, нам просто необходимо возрождать собственную экономику, а без промышленности, сельского хозяйства это невозможно сделать. Поэтому как никогда за последние десятилетия остро стоит вопрос о возрождении престижа рабочих специальностей. А если при этом молодежи гарантируют трудоустройство, социальные гарантии, то для многих вопрос: «Кем стать?» сведется к пожеланию: «Пусть меня научат!» Таким образом, совместные усилия государства и рынка при правильной и своевременной организации легко устранят все перекосы в желаниях молодежи, а они, в конечном счете, сводятся к одному – нормально жить и работать в богатой и сильной, родной стране.

17 марта 2015

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.