Ляхова Екатерина

Ляхова Екатерина

Общество потребления - пустота души или обычный комфорт жизни?

«Трудящиеся, не страшны дороговизна и нэп, покупайте дешевый хлеб!», - словно кричали огромные пестрые плакаты: «Давайте солнце ночью! Где найдешь его? Купи в ГУМе! Ослепительно и дешево!» Вот реклама, которую создавал, учитывая запросы своего поколения, первый русский копирайтер В.В. Маяковский. А что заявляют нам современные рекламисты? «Мир смартфонов стал доступен!» или «Новые технологии: ни пуха, ни пыли!» Конечно, вследствие бурного экономического и технического развития запросы людей начинают расти: нам уже становится недостаточно просто удовлетворять свои потребности, мы хотим жить в комфорте, свободно пользоваться всеми материальными благами, облегчающими быт. Однако можно ли сказать, что такая комфортная жизнь обеспечивает счастье человека?

В современном мире при постоянно ускоряющемся ритме жизни у людей часто не остается времени на то, чтобы заниматься домашними обязанностями, поэтому различные супермаркеты и торговые центры, где в наши дни можно купить почти все, становятся для них настоящим спасением. Совершим небольшое путешествие в один из таких магазинов; на входе возьмем тележку, чтобы сложить туда будущие покупки. Пройдем вдоль стеллажей, пестрящих множеством коробочек со сладостями, минуем холодильники с молочной продукцией. Увидим перед собой полки с ровно выложенными на них пышными булками. Потянемся рукой за самой румяной булочкой, и вот уже в одно мгновение она лежит на дне нашей тележки. Затем вернемся в кондитерский отдел, чтобы взять коробку печенья или шоколадных конфет; а в одном из холодильников найдем готовые котлеты, которые достаточно разогреть в микроволновой печи. Пройдем на кассу, чтобы расплатиться за свои покупки и выйдем на улицу довольные, с мыслью о том, что ужин на сегодняшний вечер готов!

Но все ли товары, продающиеся в супермаркетах, являются для человека жизненно необходимыми? Неужели он не сможет прожить без каких-то кухонных аксессуаров или безделушки в виде ключницы для прихожей? Сможет, конечно, только реклама, преследующая нас повсюду и спешащая сообщить об очередной новике, так искусно манипулирует его сознанием, что зачастую человек, ослепленный манящими картинками, начинает бездумно покупать всё, что ему нужно и не нужно, руководствуясь уже даже не своими потребностями, а принципом «купить ради покупки», то есть удовлетворяет свой «материальный» голод. Наверняка и вы попадали в такую ситуацию, когда заходя в магазин за буханкой хлеба и проходя мимо стеллажей с акционными товарами, не могли удержаться, чтобы не взять что-нибудь, и, в конце концов, выходили из магазина с двумя огромными пакетами. Почему так происходит? Неужели у нас недостаточно силы воли, чтобы противостоять зову рекламы? Почему этот «инстинкт потребления» порой берет верх над нашим разумом? Возможно, потому что в таких условиях жизни мы постепенно теряем свой человеческий облик, забываем, что существуют и другие ценности, помимо материальных.

Но отрицать значимость рекламы в современном мире тоже нельзя. Именно она извещает людей о продуктах, недавно появившихся на полках магазинов, об акциях и распродажах, которые дают человеку с небольшим достатком приобрести то, что ему необходимо. В декабре 2014 года в одном книжных магазинов нашего города прошла неделя русской классики, в связи с чем романы великих писателей XIX и XX века продавались с большой скидкой! Несмотря на то, что магазин этот находится не в центре города, многие были оповещены об этой акции посредством рекламных листовок, которые раздавались в разных районах. По-моему, доступность книг, которой раньше никогда не было в таком объеме, как в нашем веке, благоприятно сказывается на уровне культурного образования нашего поколения. Если несколько столетий назад далеко не каждый имел свободный доступ к литературе, то сейчас, когда книга стала обычным товаром, любой может погрузиться в мир литературы.

В итоге на окружающую нас действительность можно взглянуть по-разному. Я решила также опросить несколько человек, чтобы составить для себя более ясную картину общества потребления. Все опрашиваемые разделились на два лагеря. Многие отвечали, что комфорт жизни, обеспечиваемый новейшими технологиями, никак не мешает нам развиваться, а порой даже и способствует этому, ведь сэкономленное на каких-то мелких повседневных делах время может быть посвящено науке или искусству. Другие утверждали, что потребление постепенно приведет нас к деградации, потому что мы разучимся добиваться чего-либо сами, а будем лишь поглощать то, что создано машинным трудом. Я не смогла согласиться в полной мере ни с одной из групп.

Конечно, нам не под силу остановить движение мира вперед и развитие технологий, потому что это вполне естественный процесс прогресса, но! Мы можем научиться грамотно использовать всё то новое, что появляется в нашей жизни, чтобы сделать быт комфортным, но при этом нужно не забыть организовать и своё бытие.

17 марта 2015

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.