Секисова Дарья

Секисова Дарья

Толерантность - терпимость или любовь? Как людям разных культур жить вместе?

-Мам, меня в школе называют…китайцем, – сквозь слезы пробормотал семилетний мальчик, – я же не китаец?

-Конечно, ты - не китаец. Просто все люди разные: разной внешности, разной национальности. У кого-то голубые глаза, у кого-то светлые волосы, а у твоей тети, например, рыжие волосы и веснушки по всему лицу. Потерпи, скоро тебя узнают получше и перестанут дразнить.

Прошло несколько лет и одноклассники, действительно, перестали дразнить ребенка и, наоборот, стали уважать его особенность, приняли его таким, какой он есть. Что же произошло? Вдруг возникшее чувство любви или что-то иное? Скорее всего, дети, повзрослев, поняли и осознали, что непохожесть делает людей особенными, отличными от других. Но не другими. Говоря о толерантном отношении, мы понимаем, что речь идет не о принятии иного мировоззрения или образа жизни, а о представлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением, терпимостью к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям.

Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши дни потому, что возросла напряженность в человеческих отношениях. Изначально в человеке заложены как «добрые», так и «злые» начала, и их проявление зависит от условий жизни человека, от среды, в которой он живет, которая непосредственным образом влияет на индивидуальность, мировоззрение, стереотипы поведения.

Я родилась и выросла в молодом провинциальном городе, основатели которого приезжали со всех уголков Советского Союза добывать нефть. Когда мои родители учились в школе, в классах за одной партой сидели татары и русские, украинцы и азербайджанцы, узбеки и белорусы… Тогда это называлось дружбой народов, и никто даже не задумывался, что это и есть толерантность. Прошло время. Нормы, заложенные в 70-е, 80-е года, теперь стали традициями. В городе есть улица Дружбы народов, на которой ежегодно в июне отмечается праздник дружбы народов: белорус танцует лезгинку, хант лакомится галушками, армянин пробует силы в плетении лаптей, русский прыгает через нарты. Представители национальных общественных организаций угощают гостей блюдами национальной кухни, предлагают поиграть в национальные игры, проводят мастер-классы, поют и танцуют. Еще в городе проводится праздник ханты и манси «Прилет вороны», татаро-башкирский праздник «Сабантуй», фестиваль «Многонациональный Нижневартовск». А объединяет общественные организации учреждение «Центр национальных культур», на сцене которого в течении года можно видеть представления почти 30 диаспор. Люди живут, уважая особенность, культуру других.

Вернемся к ситуации, которую мы рассмотрели вначале. Что могло повлиять на изменение отношения одноклассников к мальчику? Они просто научились воспринимать его, как самого обычного мальчика, а произошло это благодаря их воспитанию. Ведь если в семье, школе, обществе люди другой национальности будут приняты с агрессией и явной антипатией, то и ребенок примет эту позицию и будет следовать этой манере поведения. А если с самого детства говорить, что все люди равны, у детей не возникнет конфликтов на этой почве. На мой взгляд, необходимо так строить педагогический процесс, чтобы дети увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других.

В заключении хотелось бы вспомнить золотое правило нравственности, которое можно рассматривать, как правило поведения толерантного человека: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой».

17 марта 2015

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.