Сычев Егор
Куда уходит детство?
-Том!
Нет ответа.
-Том!
Нет ответа.
-Куда же запропастился этот проклятый мальчишка?
-Том!
Нет ответа…
Марк Твен. «Приключения Тома Сойера».
Пролог. Воспоминания
Что мы знаем о нашем детстве? Вернее, что мы помним о нем? Под ударами зрелости воспоминания о былом неумолимо тускнеют, теряют свои краски. Детство превращается в прекрасную и невозможную легенду, словно все это было где-то далеко, с кем-то незнакомым. Наше детство проходит на другой планете. Повседневная, монотонная жизнь многих уже зрелых, сформировавшихся личностей представляет собой настолько однообразную картину, что воспоминания о детстве предстают в их обрюзгшем сознании как модель совершенной жизни. В их мозгу рождается непреодолимая тоска о родном, называемая ностальгией. Для них детские воспоминания – это возвращение на Родину, а само детство – прекрасная и беззаботная пора мечтаний, мир архитектора своего будущего. «Куда девалась моя безоблачная погода?», - спросит каждый.
Часть I. Рай
Человек – есть первопричина всего. Именно поэтому, рождаясь, ребенок представляет собой модель идеального творца. Ребенок богоподобен, ибо по своему образу и подобию создатель сотворил человека.
Вспомним небезызвестную книгу Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра», а именно - речь Заратустры под названием «О трех превращениях»: «Говорю вам о трех превращениях духа; как дух становится верблюдом, верблюд львом и лев, наконец, ребенком». Говоря коротко, верблюд – это выносливость пред искушениями судьбы, лев — стойкость и бесстрашие перед земным господином «ты должен!», а вот ребенок символизирует бога: совершенный, нравственно-чистый разум, что не запятнан стереотипами и ограничениями. «Дитя есть невинность и забвение, новое начало, игра, само по себе катящееся колесо, первое движение, святое «да». Так что теперь, когда вам вновь начнут твердить «чем старше, тем мудрее», смело цитируйте Ницше – это беспроигрышный вариант.
Говорят, когда ребенок появляется на свет, он все еще находится в небесной обители и общается с ангелами, которых видит вокруг себя. Отсюда и природа очарованного взгляда ребенка. Такой взгляд вы найдете у каждого младенца.
Вы заметили? О нет, нет, вы не могли не заметить! Ключ ко всему был у вас под носом! Давайте разберем все сначала: ребенок появляется на свет, его тело уже начинает привыкать к своей новой земной жизни, но душа все еще находится в состоянии перехода из одного мира в другой. Именно здесь задается вектор жизни души и жизни тела, их противостояние– как воздух и земля, как черное и белое, как Инь и Янь. Сердце ребенка полно очарования – в этом и заключается загадка детства. Очарование - читай: общение с богом. Ребенок абсолютно духовен, ибо равновесие души и тела еще не достигнуто, а его память, по сути, бесформенна. Все, что ему остается делать – это принять его новую жизнь за прежнюю. Земля кажется ему Раем.
Часть II. Игра
Итак, давайте понаблюдаем за ним. Он уже совсем изменился, малыш растет не по годам. И вот мы видим его сидящим на ковре в окружении своих игрушек. Ребенок сильно увлечен: он завороженно таскает по ковру миниатюрную игрушечную машинку, крепко сжимая ее в руке и оставляя на поверхности неглубокие следы от колес. Внезапно он швыряет свою машинку в сторону и с неменьшим увлечением хватается за свою новую цель – оловянного солдатика.
Именно тогда, сидя на полу, малыш, подражая создателю, проектирует свой собственный мир, искусно плетя сети управления личным творением и верша судьбы подвластных ему игрушек. Но ведь это настолько невинно, скажете вы. Всего лишь игра! Игра…хм, вроде бы это слово уже мелькало где-то неподалеку. Ах да, Ницще со своим «Заратустрой». Ну нет, давайте разбираться.
Всем известно, что в исконном славянском алфавите, «кириллице», все символы (аз, буки, веди, добро и т.д.) означают какой-либо конкретный образ. Каждый такой образ связывается с отдельной частью мироздания: землей, небом, духом, Богом и т.п.
Так вот, если окунуться в глубинный смысл слова «играть», взяв его древнеславянское значение и произношение «гхорать», то можно разложить данное слово на несколько очень важных образов кириллицы:«Гх» - глаголить, передавать мудрость, «ъ» - делать с твердостью, «р» - изрекать разумно и последовательно, «аз» - воплощенный Бог, «т» - нечто утвержденное свыше и «ь» - связь с уже существующим и некогда сотворенным богами.
Выходит, что играть означает «передавать завещанную богами и подтвержденную опытом воплощенных на земле богов мудрость». Такой расклад вовсе переиначивает общеизвестный смысл «развлечения», придавая ему совершенно сакральный характер. Игра красной нитью протянута сквозь всю нашу жизнь. Начиная с игры актёров на сцене театра и игры оркестра, заканчивая мировыми геополитическими и экономическими играми. Это не говоря уже о духовных учениях, о божественных и космических играх высшего разума. Вот и ответ, почему именно театр родоначальники европейского искусства - древние греки ставили во главу угла своей культуры. Игра есть жизненно важный механизм мироздания, связь людского начала с божественным. Вот и маленький ребенок это прекрасно понимает, и первое, что он делает в своей сознательной жизни – играет.
Часть III. Познание
Время человеческой жизни неумолимо сыплется сквозь пальцы. Сознание и тело ребенка прогрессируют невероятными темпами. И вот он уже предстает перед нами в возрасте подростка 10-12 лет. Именно в этот важнейший период взросления ребенка и определяется его дальнейшая манера поведения в обществе, его социальный интеллект. В этом возрасте ребенок стоит на первом переломе своей жизни. Он все еще находится в детстве, но уже почти готов вступить в отрочество.
Обстановка в семье, место жительства, коммуникация со сверстниками, интеллектуальное и физическое образование – эти и многие другие факторы развития души и тела ребенка определяют становление личности будущей ячейки общества. У ребенка появляется свое «Я».В его разуме образуется разделение на «Я» и «Они». По мере обучения он познает простейшие базисы жизни общества на земле: понятие о добре и зле, о черном и белом, о будущем и прошлом, о свободе и несвободе. Но так как именно этот социальный интеллект пока и отсутствует в разуме ребенка, факторы жизни и воспитания оказывают важнейшее влияние. Именно от того, насколько они скомпенсированы, в какой пропорции взаимодействуют друг с другом, и зависит формирование сознания человека. Пока ребенок познает мир самостоятельно, всякое пагубное влияние извне может резко изменить его мироустой. Его психика еще недостаточно сформировалась для способности противодействовать и противостоять как внушениям, так и увиденным образам, которые могу ошеломить его сознание. Избавиться от таких образов впоследствии крайне сложно.
Вспомним Александра Солженицына и «Архипелаг ГУЛАГ», где автор, рассказывая о жизни заключенных концентрационного лагеря, говорит о «малолетках», как об одних из самых диких и жестоких представителей мира ГУЛАГ:«На Архипелаге же малолетки увидели мир, каким представляется он глазам четвероногих: только сила есть правота! только хищник имеет право жить! И в несколько дней дети становятся тут зверьми! - да зверьми худшими, не имеющими этических представлений (глядя в покойные огромные глаза лошади или лаская прижатые уши виноватой собаки, как откажешь им в этике?). Малолетка усваивает: если есть зубы слабей твоих - вырывай из них кусок, он - твой!», - это далеко не единственный пример, когда разум еще не сформировавшихся личностей калечится под тяготами судьбы и времени.
Но в остальном, если не принимать во внимание исторические перипетии, которые ломали судьбы не то что отдельно взятым индивидам, но целым народам, а посмотреть на детство жизнью обыкновенного мальчишки, перед нами предстанет совершенно удивительная картина. Давайте немного понаблюдаем за ним.
Глядите, вот он! В небольшом закрытом дворике, состоящем из нескольких старых подъездов и одного широкого выезда на дорогу. Мальчик сидит на корточках возле небольшой насыпи песка и что-то старательно вычерчивает мелом на асфальте. Вокруг него кучкой расселись его друзья, соседские мальчишки. У каждого гуашью пестро разукрашена физиономия, у некоторых за ушами торчат гусиные перья, а в руках палки и самодельные индейские луки. Ребята напряженно смотрят на то, что рисует наш герой. Несомненно, это схема атаки на вражеский лагерь! Вот-вот что-то произойдет…
Внезапно, откуда ни возьмись, во дворе появляется еще одна шайка мальчишек со шляпами на головах и игрушечными револьверами в руках. Шум! Гам! Крики «Вперед!», крики «Ура!». В мгновение ребята рассыпались по двору и вступили в ожесточенную схватку. Настоящий Дикий Запад предстает перед невольным зрителем подобной картины!
Когда представление достигло своей кульминации, наш герой понял, что настало время применить секретное оружие. В один миг мальчонка ловко взобрался на песочную насыпь около игровой площадки, выхватил из-за пояса миниатюрную трубу и запел на ней победоносные фанфары. Враг был деморализован и обращен в бегство! На этот раз победа осталась за индейцами. Торжествующие мальчишки забегали по двору, весело размахивая своими луками в воздухе и громко гудя, подражая настоящим «боевым ирокезам племени Апачи».
В таком нежном возрасте присутствует ощущение собственной избранности, поэтому душа так и рвется воевать с индейцами, искать сокровища,преследовать Индейца Джо и совершать головокружительные поступки ради внимания какой-нибудь Бекки. Как писал Паустовский: «Кто в детстве не осаждал старинные замки, не погибал на корабле с изодранными в клочья парусами у берегов Магелланова пролива или Новой Земли, не мчался в тачанке вместе с Чапаевым по зауральским степям, не искал сокровища, так ловко запрятанные Стивенсоном на таинственном острове, не слышал шума знамен в Бородинском бою или не помогал Маугли в непролазных дебрях Индостана?»
Часть IV. Распутье
Еще один, не менее любопытный пример развития и взросления детского сознания – появление максимализма. Хоть этот термин по своему обыкновению и употребляется с приставкой «юношеский», на самом деле он присущ и более молодому поколению. Появляется он в возрасте 13-14 лет, когда новоявленный отрок уже накопил достаточное количество знаний, чтобы оглянуться на свое прошлое и здраво оценить те мысли и поступки, которые были свойственны ему ранее. В этом возрасте у ребенка, как правило, наблюдается резкое,кардинальное смещение точек зрения по абсолютно разным вопросам его жизни и жизни окружающих. Происходит это настолько быстро, что еще недавние свои мысли подросток начинает принимать за невозможно детские, несерьезные, в отличие от теперешних, которые он считает вполне взрослыми и взвешенными. Именно так и появляется непреодолимое стремление поскорее повзрослеть, для того, чтобы впредь вполне осознавать собственную серьезность и важность, отвечая за себя, за свои уже совершенные поступки.
К сожалению, за этой погоней, в желании избавиться от собственной «детскости», лежит разрушение очарования детства, которое хранит нас на протяжении первого десятка лет. В процессе познания мира, ребенок осознает, что мир не так уж и прекрасен, как ему казалось. В душе поселяется разочарование, а чувства и мысли черствеют. Так, утрачивая краски безоблачного детства, человек из него незаметно выходит.
Система психологии XXIвека, взращенная на трудах Фрейда, говорит, что в основе забытья многих фрагментов детства лежит сексуальная травма, причинённая ребенку в процессе взросления. Мысль трезвая, но я все же склонен предполагать, что некоторые воспоминания уходят из нашего мозга от максимализма, за которым стоит перетекание сознания из состояния «Очарование» в состояние «Разочарование».
И вот уже зрелое чадо стоит на пороге своего будущего, как древний витязь на распутье, пытаясь выбрать правильную дорогу, и хорошо бы она не завела его за тридевять земель, в тридесятое царство!
Эпилог. Память
Детская память обладает одной удивительной штукой: она способна делить фрагменты увиденного на четкие разряды. Все допубертатные воспоминания в нашей памяти разбиваются на абсолютно плохие и на удивительно хорошие.
Олег Рой в книге «Письма из прошлого» писал: «Так уж своеобразно устроено человеческое сознание, что обычно норовит окрасить каждое детское воспоминание какой-нибудь одной краской — либо сплошь чёрной, либо исключительно радужными тонами, без полутонов. Промежуточные варианты почему-то встречаются крайне редко», - такая контрастность позволяет человеку сравнивать свое, зачастую, монотонное и размеренное настоящие со своим прошлым, которое, в его воображении, бурлит всеми цветами радуги и кажется абсолютно полярным образом жизни, будто детство прошло не иначе как на другой планете.
Малолетство ознаменовывается правлением сердца над разумом, чего нельзя сказать обо всей последующей жизни человека, где во главе угла стоит рассудок. У ребенка еще не хватает знаний, чтобы трезво взвесить ту или иную ситуацию, и ему приходится учиться на собственных ошибках.
Зато сердце! Сердце рвет его душу и тело вперед, навстречу неизведанному, заставляя его преодолевать трудности и бороться со страхами. В этот самый момент в сознании человека и рождается чувство свободы. Конечно, оно еще не вполне осознано, но уже отождествляется со счастьем. В голове же взрослого создается довольно любопытная формула: «Счастье» = «Свобода» = «Детство». Незаметно «детство» из возрастного термина превращается в духовный. Вот так и получается: Детство – рай, куда стремится вернуться каждый.
-Том!
Нет ответа.
-Том!
Нет ответа.
-Куда же запропастился этот проклятый мальчишка?
-Том!
Нет ответа…
К великому сожалению, наш внутренний Том Сойер, озорной мальчишка, который не может усидеть на месте, в поисках приключений, рано или поздно остается лишь в наших воспоминаниях. К великому счастью, детство не длится вечно, и мы взрослеем, чтобы в будущем у нас была хорошая возможность передать накопленный опыт подрастающему поколению и сделать его жизнь чуточку лучше и чуточку легче.