Белякаева Полина
"Я бы в плотники пошел..." - почему молодежь не выбирает рабочие специальности?
В.В. Маяковский в своих произведениях отразил историю России начала XX века. И в стихотворении «Кем быть?», автор четко показывает значимость рабочих специальностей того времени: «У меня растут года, / будет и семнадцать. / Где работать мне тогда, / чем заниматься? / Нужные работники – / столяра и плотники!». Эти стихи, несомненно, были актуальны для той России, находившейся в процессе пролетаризации. Спрос на рабочие специальности удовлетворял предложение. К тому же существовал госзаказ на рабочие специальности, на обучение принималось ровным счетом столько учеников, сколько сотрудников требовалось государству. Место работы после обучения в ВУЗе было гарантировано. Более того, это было конституционно закреплено! Так почему же сегодня имидж рабочих специальностей так резко снизился? И когда начался спад целой рабочей сферы? Какие пути выхода существуют? Эти вопросы, без сомнения, актуальны для современной России. Ведь проблема, заданная нами, напрямую связана с вопросами производства, которые являются важными во все времена.
Начать стоит с истоков, предпосылок проблемы рабочего класса. Обратимся к истории России. Как нам известно, в XX веке существовала явная натянутость отношений между СССР, другими социалистическими странами и капиталистическими странами Запада. Это выражалось в Холодной войне, и в последствие железным занавесом. Но не будем зацикливаться на данном этапе истории и перейдем к моменту, когда этот самый Железный занавес рухнул (конец 1980-х годов). После снятия барьеров началась перестройка (реформы и новые идеологии советского руководства, используемые для обозначения больших и неоднозначных перемен в экономической и политической структуре СССР). И люди вдохнули свежего, совершенно нового, незнакомого воздуха! Населению открылись неизведанные границы, и вдруг они поняли, что изголодались по общению. То есть потребность в общении стала неким катализатором спада спроса на рабочие специальности. Люди-трудяги осознали, что теперь имеют некую свободу. Теперь они могут поддерживать связь с иностранцами, а для этого нужно знание языков. Началась гуманитаризация государства. Население активно стало постигать такие области, как искусство, языки, наука и многие другие. Мощная волна медленно, но эффективно, начала подавлять рабочий класс пролетариата. В обществе возник «перекос».
Другой причиной, давшей толчок снижению интереса на рабочие специальности, является потребность выразить себя. Разумеется, стоя у станка, или же ремонтируя очередную деталь, вряд ли сможешь размышлять о высоком. Поэтому люди стали выражать себя по-другому через гуманитарные предметы – историю, литературу, историю искусств, языки, психологию, географию, культуру… и даже туризм! Появилось желание изучать мир, увидеть новые места, знакомиться с людьми иных культур. Со временем поток гуманитариев увеличился. И страну стали заполнять больше переводчиков, культурологов, журналистов, психологов и др.
По следам истории мы пришли к нашему времени, современному. Что же касается его, стоит говорить о явном усилении гуманитаризации образования. Многие представители молодежи поддались надуманному эффекту, что гуманитариям легче учится и что знания лишь приближенные. Что неправда, конечно же! Ведь не только математика требует точности, но и обществознание, история, экономика, литература… Пожалуй, все это главным образом сводится к необразованности молодого слоя населения. Стремление некоторых представителей как можно быстрее и легче получить образование и использовать диплом для своих корыстных целей. Это повлекло за собой коммерциализацию высшего образования. И теперь, когда снизился уровень образования и культуры, изменились и ценности некоторой части общества. Все строится на деньгах и личной выгоде. Для обустройства качественного технического ВУЗа, готовящего людей рабочих специальностей, необходима массивная техника, определенное оборудование. Куда же легче создать гуманитарный ВУЗ, для которого не является обязательным большое помещение, специализированные приборы и т.д. и т.п. Следовательно, избыток мест, куда могут поступить люди, выбравшие путь гуманитарный; а учреждений с техническим уклоном все меньше. Отсюда и идет проблема, почему молодежь не выбирает рабочие специальности.
К счастью, этот «перекос» начал выравниваться, потребность в технических специальностях возросла. С 1 сентября 2011 года в силу вступили новые образовательные стандарты (для учреждений НПО и СПО), которые подразумевают возрождение престижа рабочих профессий и обеспечение российских предприятий квалифицированными профессиональными кадрами. Мне, кажется, это первый шаг на восстановление потребности рабочих специальностей у молодежи. Государству стоит вывести токарей, слесарей, фрезеровщиков на новый уровень. Общество должно понимать, что эти профессии не менее важные, чем другие. К тому же специалиста высокого уровня никогда не обделят в зарплате. Если посмотреть обзор оплаты работы, например, того же фрезеровщика, его доход составляет от 18 до 80 тысяч рублей (что является неплохим заработком в наше время).
Когда мне пришлось столкнуться с выбором направления и будущей профессии, не было и сомнений – я выберу гуманитарный путь! Это напрямую связано с тем, что у меня преобладает образное мышление. Да и, как по мне, гуманитарное образование дает возможность работать в разных сферах деятельности и даже общаться с зарубежными партнерами. У меня и мысли не было, что я могу пойти на рабочую специальность, все-таки каждый должен заниматься своим делом. Как сказал В.В. Маяковский: «Все работы хороши,выбирай на вкус!».