Новоселова Кристина

Новоселова Кристина

Общество потребления-пустота души или комфорт жизни?

Ни одно живое существо в мире не зависит от материального окружения так, как человек. Поему же так происходит? Разумеется, можно сказать, что человек-существо, обладающее высшим разумом, находится на пике своего развития, и поэтому ему необходимо гораздо больше для жизни, чем другим живым организмам. Но, тогда возникает вопрос, почему же люди, жившие 500-1000 лет назад, прекрасно обходились без электричества, телевизоров и игровых приставок? Тогда можно поспорить, что человеку не поступало большое количество информации, наука не была столь развита как сейчас, и жизнь была не столько комфортна. Но ведь все это заменялось на другое. Процветало традиционное хозяйство; хлеб, масло и сметана не покупались, а производились только для себя; книги писались от руки и издавались малыми тиражами; зимним днем стирать можно было лишь только в холодной проруби; свет не горел круглые сутки, и лишь только пламя свечи могло его заменить. А ведь именно под этим маленьким пламенем создавались такие шедевры, как «Война и мир», «Три мушкетера», «Гамлет» и другие известные произведения. Так значит для развития общества, для его культурной и моральной жизни не обязательны все те блага, к которым так стремится современный человек и потребляет их в огромном количестве. И какими различиями обладает современный человек и человек, к примеру, эпохи Возрождения? Неужели все эти потребности, запрашиваемые сегодняшними людьми, проявляют опустошение их души или же все гораздо проще, и человеку просто удобно свою жизнь делать более комфортной?

Начнем с того, что потребляло общество всегда. Но, конечно, в разных объемах. И дело тут не в том, что человек, живущий 700 лет назад потреблял меньше лишь потому, что обладал более твердым характером и высокими понятиями о том, что чем меньше он хочет что-то, тем правильнее он живет. Дело же в том, что возможности удовлетворения своих потребностей в то время просто очень малы. Вот и вся разница в их количестве. Знай он, скажем, о чудо-приборе, позволяющем разговаривать на большом расстоянии с другими людьми, то разве он бы не захотел тут же его заполучить? Да еще как захотел бы. Тут действует принцип первобытного человека, который ел сырое мясо до тех пор, пока не научился добывать огонь. А потом как он сумел открыть для себя это явление, он же не стал отказываться от улучшений для самого себя, наоборот, он стал развивать их. Значит потребление было всегда присуще человеку, но вот следствием чего оно является, вероятно, проявляется у каждого по-разному.

В жизни очень много разных видов потребления. Оно бывает информационное, материальное, духовное и т.д. И все подобные чувства зарождаются с самого детства. К примеру, маленькая девочка идет к родителям выпрашивать очередную куклу, так как самой ей не интересно играть. И вот еще один интересный факт, кукла нужна ей не абы какая, а самая новомодная, стройная и в яркой одежде, какая-нибудь миленькая и стильная Barbie. И вместо того, чтобы предложить дочери попробовать сделать куклу себе самой, родители идут и покупают. «Как! Это же абсурд! Зачем тратить свое время на изготовление куклы, которая получится к тому же еще и не такая красивая, как на витрине, когда можно просто пойти и купить. К тому же мою девочку засмеют в садике, если она придет с куклой, сшитой из лоскутков!»,-скажет нам любая любящая мама. Да, она, конечно, будет права. Но, ведь она еще и кое-что теряет. Мама и дочь теряют бесценные минуты, проведенные вместе, за каким-то общим делом (в данном случае за изготовление куклы). То есть слепое потребление еще и разрушает наше единство, тесноту связей. И если в случае с куклой это конечно не проявляется в полной мере, то это легко увидеть на примере любой беседы между знакомыми людьми.

В жизни очень много разных видов потребления. Оно бывает информационное, материальное, духовное и т.д. И все подобные чувства зарождаются с самого детства. К примеру, маленькая девочка идет к родителям выпрашивать очередную куклу, так как самой ей не интересно играть. И вот еще один интересный факт, кукла нужна ей не абы какая, а самая новомодная, стройная и в яркой одежде, какая-нибудь миленькая и стильная Barbie. И вместо того, чтобы предложить дочери попробовать сделать куклу себе самой, родители идут и покупают. «Как! Это же абсурд! Зачем тратить свое время на изготовление куклы, которая получится к тому же еще и не такая красивая, как на витрине, когда можно просто пойти и купить. К тому же мою девочку засмеют в садике, если она придет с куклой, сшитой из лоскутков!»,-скажет нам любая любящая мама. Да, она, конечно, будет права. Но, ведь она еще и кое-что теряет. Мама и дочь теряют бесценные минуты, проведенные вместе, за каким-то общим делом (в данном случае за изготовление куклы). То есть слепое потребление еще и разрушает наше единство, тесноту связей. И если в случае с куклой это конечно не проявляется в полной мере, то это легко увидеть на примере любой беседы между знакомыми людьми.

Но, разумеется, нельзя не отдать должное рекламе, которая делает все для того, чтобы уровень потребления вырос в максимальное количество раз. Витрины, экраны, баннеры, листовки-все это способствует тому, что в голове у людей возникают мысли о том, что им просто необходимо купить именно это моющее средство, ведь без него посуда не отмывается от жира или именно этот стиральный порошок, без которого вещи теряют свой цвет. Огромное предложение, которое оказывает нам рынок и производитель задурманивают сознание покупателя. Он набирает все больше и больше, забывая про то, что его финансовые ресурсы имеют такое печальное свойство, как убывание. Ведь как порой бывает, заходишь в супермаркет за зубной щеткой, а пока до нее дойдешь, корзина уже заполнена разной бесполезной, но в то же время такой необходимой мелочью: жвачкой, освежающей дыхание (разве это хорошо, когда изо рта плохо пахнет?), батончиком с грецкими орехами (ну как, ведь это же ограниченная серия, вдруг все раскупят, а я так и не успею его попробовать!), коробку дорогих шоколадных конфет (сегодня должны прийти гости, нужно их удивить моим вкусом) и тому подобное. И ведь совершенно ясно то, что этот самый покупатель приобретает всю эту ерунду не потому, что он хочет быть марионеткой в руках производителя, он просто хочет облегчить свою жизнь, наполнить ее приятными пустяками. Ведь так здорово после трудного рабочего дня прийти домой, съесть этот вот батончик из ограниченной серии с горячим чаем, а потом встретить гостей, разумеется, перед этим съев жвачку, чтобы приятно пахло изо рта во время беседы, и достать потом эти самые дорогие конфеты для гостей. Разве эти поступки вызывают осуждение? Ну, не думаю. А ведь это самая типичная ситуация потребительского отношения обычного человека.

Другое дело в том, что человек находится в глубоком очаге этого потребления, причем погружается в него все глубже и глубже. И,в принципе, он в этом не виноват. Его просто зажимают в каких-то "тисках", не оставляющих другого выбора, кроме как потреблять, потреблять и потреблять. И люди постепенно превращаются в марионеток, которые просто не могут без того, что внешне делает их жизнь лучше. И угроза такого бездумного следования за комфортом- опустошение души, обесценивание того, что не покупается и не продается. А ведь потребности человек испытывает не только материальные. Ему также необходимы и информационые. Ну а СМИ, печать, телевизор, интернет удовлетворяют их в полной мере. Но именно эти информационные отрасли и внушают людям, что им нужно все больше и больше, они являются главными распространителями этих потребностей. И, поэтому, можно сказать, что круговорот потребностей в природе не остановится никогда. Наоборот, он будет пополняться новыми компонентами, большим количеством посредников для достижений целей, новыми запросами и предложениями как потребителей, так и производителей. Так что же все-таки движет обществом потребления? Думаю, все-таки комфорт.

Вполне вероятно, что не стоит осуждать общество за его несоразмерные аппетиты, за его ненасытность и постоянное "хочу" капризного ребенка. Ведь общество-это и есть маленький ребенок, который мечтает о всем том,чего у него нет. Люди стремятся к тому, чтобы заполучить все блага лишь потому, что считают,что им так будет лучше. Ведь в жизни столько трудностей, горя и препятствий, что порой кажется, вдруг именно то, чем я сейчас не располагаю, как-то облегчит жизнь. Поэтому, общество потребления, скорее всего, просто мечтает о комфортной и удобной жизни, которая могла бы сгладить все неровности жизни душевной. Но при этом очень важно не потерять себя в удовлетворении поребностей, так как стоит лишь переступить через тонкую грань своих нескончаемых желаний,как можно незаметно дойти до опустошения души...

17 марта 2015

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.