Арестова Ксения
Толерантность-терпимость или любовь? Как людям разных культур жить вместе?
В XXI веке Интернет, телевидение, радио неустанно твердят о толерантности и настойчиво пропагандируют необходимость толерантного отношения друг к другу. Мы привыкли к этим словам и широко используем их в повседневной жизни, порой даже не замечая этого. Понятие "толерантность" навязло в зубах, звенит в ушах, и, кажется, перед нами скоро предстанет его зрительный образ. Вот каким избитым, затертым, скучным стал этот термин! А ведь когда-то именно толерантность была той мощной силой, которая объединяла людей, принадлежащих к разным культурам и придерживающихся разных взглядов. Так в чем же эта сила состоит?
Философский энциклопедический словарь дает ответ на этот вопрос таким образом: "Толерантность-это терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам..." Но в каких конкретно аспектах человеческой жизни должна проявляться толерантность? Социологи настаивают на том, что толерантность должна присутствовать в расовых, межполовых, межконфессиональных отношениях, в политических сферах жизни, по отношению к инвалидам...Но мне кажется, что это понятие нельзя ограничивать узкими рамками отдельных сфер жизни человеческого общества. Толерантным следует быть по отношению ко всем и ко всему. Я уверена, что толерантность-это не отдельное человеческое качество, а сама сущность человека в его мироощущении. И если это действительно так, то понятие толерантности выходит за границу определения терпимости, которая небеспредельна и когда-нибудь может иссякнуть, и приближается к высшей точке развития человеческих взаимоотношений- бесконечной любви. Не эта ли толерантность, источником которой является сама любовь, объединяет представителей разных религий, культур, народов?
В любом случае, толерантность требует некой активности, движения души человека. Не правда ли, проще осудить человека за непривычную одежду или прическу, странные религиозные обряды или политические взгляды, чем попытаться посмотреть дальше своего носа, выйти из привычного мирка и приподняться над повседневным пониманием духовных ценностей? Этой точки зрения придерживаются многие современные ученые, в частности, М.А. Семашко в статье "Развитие термина "толерантность" в гуманитарных науках" подчеркивает, что "...толерантность не является пассивным, покорным терпением, а представляет собой активную нравственную позицию во имя взаимопонимания между этносами, людьми с различными взглядами". Подтверждение точки зрения ученого можно найти в истории России первой половины XVIII века. Так,известно, что Петр I был личностью с противоречивым, неоднозначным характером. Однако его указы о веротерпимости и прекращении гонений на старообрядцев как нельзя лучше характеризуют мировоззрение самого правителя, который в своем отношении к людям с другими традициями, иной, непонятной для русского менталитета того времени культурой, стал примером для всей Российской Империи. Но вдумаемся, какими соображениями мог руководствоваться император, подписывая эти беспрецедентные указы? Будучи практичным человеком, Петр I посредством реформ стремился предотвратить раскол в стране на религиозной почве. По-видимому, здесь речь может идти о толерантности, идущей "от ума", толерантности рациональной.Толерантости, основанной на терпимости.
Петр I не знал о существовании термина "толерантность",знакомого его европейским современникам, хотя действовал в соответствии с этим понятием. В России слово "толерантность" стали употреблять в либеральной печати лишь в XIX веке. Однако и классическая литература дает представление читателю о понимании толерантности в то время. Обратимся к сцене разговора Николая Ростова и немца в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" . Автор подчеркивает, что русский офицер Николай Ростов, придерживающийся православных взглядов, с легкостью находит общий язык с представителем другой культуры и религии- немцем. На примере таких взаимоотношений, основывающихся на "братской любви", Л.Н. Толстой показывает высшую степень единения-мир, как единство мироздания и мир, как единение людей: "Да здравствует весь свет!"
По мере прочтения этого произведения можно обнаружить проявление толерантности в форме любви. Однако здесь уже любовь становится не братской, а милосердной. В эпизоде разговора Кутузова с русскими солдатами в селе Добром Л.Н. Толстой вкладывает в уста полководца призыв к состраданию и милосердию по отношению к французским пленным: "Теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди".
Особенно остро встает проблема толерантности в критические периоды истории народов и государств, когда мир, сотканный, словно лоскутный плед, из разных цивилизаций, вер и классов, трещит по всем швам. В истории России было немало подобных трагических событий. Сколько крови было пролито людьми, связанными общим языком, одинаковыми привычками и верой в годы беспощадной Гражданской войны! О возможных путях преодоления братоубийственных столкновений размышляет М.А. Шолохов в романе-эпопее "Тихий Дон". Вспомним эпизод спасения раненого красноармейца старой женщиной близ станицы Казанской. Героиня-мать двух погибших сыновей, разделявших идеи Белого движения. Очевидно, что образ мыслей, взгляды старухи-матери и красноармейца противоположны. Они должны бы быть врагами. Но М.А. Шолохов на примере их взаимоотношений доказывает, что толерантность, принимая характер наднациольнальной и внеидеологической любви, становится всесильной, способной на чудо-спасение жизни. "...Жалею я всех молодых юношев, какие в войсках служат...Все мы, матери, добрые..." Значит, источником толерантности может являться не только ум, но и сердце. В свою очередь, толерантность, идущая от сердца-и есть, по сути, любовь-братская, милосердная, всемогущая.И она сильнее, выше терпимости хотя бы потому, что объединяет души человеческие, на которые не могут повлиять ни идеологические, ни религиозные, ни культурные противоречия.
В чем же секрет единства людей с различными культурными ценностями? Людей, почитающих как Мессию разных религиозных учителей или не верящих ни во что? Людей, которые совершенно по-разному смотрят на жизнь в силу своего образования, образа жизни, тех духовных ценностей, которые привили родители нам с детства? Несомненно одно-у каждого из нас есть душа-сострадающая, милосердная, способная на искреннюю любовь к Человеку. А значит толерантность в самой своей сущности-любви- естественна для каждого из нас.