Данилова Виолетта
НЕ ТАК, КАК Я – НЕ ЗНАЧИТ «ПЛОХО»
Мир взрослых темен и далек для меня. Сейчас мне исполнилось семнадцать, и на все вокруг я смотрю через призму своего поколения. И это полностью отрезает меня от многих понятий. Порой мне просто невозможно понять происходящее у меня под носом, точно так же, как многим уже повзрослевшим «бывшим подросткам» сложно понять меня или моих сверстников. Но почему это происходит? Как правило, все «сваливают» натянутые отношения между поколениями на традиционный конфликт «отцов» и «детей», не желая даже думать о том, что изменить эту ситуацию можно, просто проявив толерантность.
ПРИЧЕМ ТУТ ТОЛЕРАНТНОСТЬ?
Да-да, именно толерантность. Я не ошиблась, когда написала это слово.
Все дело в том, что помимо общеизвестного определения толерантности, как терпимости к людям другой национальности, у этого слова есть и другое, более общее определение. Толерантность означает терпимость к другому мировоззрению, иному образу жизни, а также поведению или обычаю. Это не безразличие, это, скорее, признание права на существование взглядов или образа жизни, отличных от твоих собственных. Поэтому и «область применения» толерантности куда шире, чем может показаться на первый взгляд.
Постоянные упреки в сторону подростков («что за молодежь пошла!»), и критика в адрес устаревших взглядов или привычек старшего поколения – не что иное, как частный случай неготовности признать право других быть не такими как ты.
И это лишь один из примеров. Не стоит думать, что вопросы толерантности, столь актуальные в мире взрослых, неуместны в мире детей. Это будет огромным заблуждением, хотя бы потому, что у разных людей совершенно разные взгляды на жизнь.
ЭМО ПЛЮС ГОТЫ РАВНО…
Попробуем представить себе некую школу, в которой, предположим, есть класс 11 «Х».
В нем учатся двадцать шесть человек, каждый из них является личностью, и у каждого есть свое мнение и свои взгляды. И этот коллектив будет являться общностью людей, у которой есть нечто схожее: все они ученики одного класса, одной школы. Предположим, что ребята примерно одинаково учатся, у всех у них одна и та же раса, сходные религиозные и политические взгляды, одни и те же любимые и нелюбимые предметы… И, несмотря на то, что в чем-то их мнения будут расходиться, конфликтов, как таковых, среди них скорее всего не будет. Куда более вероятна достаточно крепкая взаимосвязь, которая совершенно спокойно может перерасти в дружбу.
А теперь представим, что тот же самый класс распался на группы представителей различных субкультур. Эмо, панки, готы, ванильки, хипстеры… думаю, что все прекрасно знают, что именно представляет собой то или иное направление. А во всем остальном ребята останутся точно такими же.
И, несмотря не то, что все они одноклассники, дружбы между ними с огромной вероятностью уже не будет. Эмо и готы, как две противоположности, будут всячески стараться подавить друг друга, тем самым невероятно раздражая панков, которые вовсе не намерены терпеть иные устои. А посему последние будут пытаться «убедить» их (при помощи кулаков и достаточно острых слов) в правоте исключительно своих позиций или же постараются оттеснить их со «своей» территории.
Между ванильками и хипстерами тоже будет идти непрерывная война – также основанная на полном отрицании праве другого иметь отличные от тебя взгляды. И она будет еще более глупой: представители схожих субкультур по идее совершенно спокойно могут сосуществовать друг с другом, но мысль о том, что только их точка зрения – истинная, будет гнать их друг против друга.
Но самое интересное заключается в том, что до этого все они были дружным классом. А теперь некоторые друзья могут стать врагами только из-за того, что оказались в разных группах.
Но это еще далеко не всё…
КТО НА НОВЕНЬКОГО
Напомню, по условиям задачи в нашем 11 «Х» все учатся примерно одинаково. Но что произойдет, если в этот коллектив придет человек новый, которому неинтересны все войны субкультур, и который полностью посвящает себя учебе, получая только отличные оценки?
Это будет раздражать «старожилов». И теперь, помимо того, что они будут сражаться за свою «правоту» между собой, у них появится стремление доказать, что их подход к учебе – правильный, заставив новичка присоединиться к ним. Теперь у всех у них появился новый общий враг, и это будет заставлять класс работать вместе. И сама процедура «переманивания» может отличаться большой жестокостью и насилием.
В такой ситуации перед общностью встает проблема, у которой по сути есть два выхода. Либо всей толпой, невзирая на старые распри, но совершенно ни на секунду не забывая о них, становиться лучше, просто консультируясь у отличника и прикладывая уйму сил. Либо, что более вероятно, опять же вместе, стараться «задавить» его. Ведь изменить одного ради сохранения стабильности кажется каждому достаточно легким вариантом.
Интересно еще вот что. В случае с лучшим большая группа изменяет одного, стремясь сделать его похуже. Но, если «белая ворона» оказывается не лучшим, а худшим учеником – ситуация будет строго обратной. Стоит показать коллективу вариант, который позволяет тратить меньше сил на достижение цели, пусть и результаты будут скромнее – и он окажется притягательным для многих, а учителя будут говорить о «дурном влиянии».
Все это можно сравнить с лифтом, который может двигаться только в одном направлении. Вниз.
КТО БРОСИТ КАМЕНЬ
Но и это еще не все. Допустим, что в нашем 11 «Х», где большинство учеников православные или неверующие, оказалось пять человек, принадлежащих к иной религии. И все они принадлежат к разным группам внутри класса, а на вопросах вероисповедания никто пока особо не заостряется.
Тут может начаться еще один интересный процесс – деление внутри групп, когда отделение одного человека внутри каждого «клана» приводит к негласному созданию новой группы, которая состоит из пяти совершенно разных людей, даже не желающих общаться друг с другом, однако объединенных своей религиозной «инаковостью».
Но при этом все может быть совершенно спокойно, словно в пруду во время безветрия. Да, иногда в нем могут играть рыбки, создавая волны, но они со временем успокоятся, и все снова станет нормально. До тех пор пока кто-нибудь не кинет камень.
И вот в класс приходит, например, учитель ОБЖ. И он является, мягко говоря, фанатиком, исповедующим и проповедующим православие. И он начнет «выдавать» на уроках речи на эту тему, упирая на исключительную правильность собственного мнения и полностью забыв о толерантности. Естественно, он станет катализатором. Во время его уроков начинают разгораться скандалы между готами, у которых есть своя собственная «религия», той самой пятеркой, православными и остальными. Всё это приводит к тому, что помимо внутриклассовых разборок и распрей, конфликт выливается в скандал на уровне школы.
А коллектив начинает дробиться еще сильнее, и это приводит к распаду на еще более мелкие группы, особенно если речи учителя оказались для некоторых достаточным поводом для того, чтобы принять православие и вовсе отстраниться от своих бывших друзей…
МОДЕЛЬ МИРА
То, что происходит в этом классе, не является чем-то новым для общества, просто имеет более мелкие масштабы. Ведь если задуматься, то каждую секунду кто-то с кем-то общается и, возможно, испытывает трудности из-за недостаточной толерантности – своей или собесебника. А ведь, если бы мы смогли научиться просто относиться с уважением к чужому мировоззрению, то проблем было бы гораздо меньше. Иногда кажется, что это невозможно, и любая попытка тщетна. Но у меня есть совершенно реальный пример взаимодействия абсолютно разных людей, у которых из общего – только лестничная клетка.
Я живу в многоквартирном доме, и на площадке у нас четыре квартиры. В одной живут мусульмане, во второй финны-атеисты, в третьей – немцы-католики, а в четвертой наша православная семья. Но, несмотря на это, у нас добрые соседские отношения.
Мы с уважением относимся к каждому. И к нам так же относятся в ответ. На Пасху все наши соседи говорят нам «Христос Воскресе». А когда мусульмане отмечают великий праздник Курбан-Байрам, на лестничной клетке звучит «Ид мубарак», что значит «Благословенен праздник». И, хоть мы не можем принести в этот день козу или овечку, но с удовольствием готовим особые блюда. Мы дарим друг другу подарки в католические праздники, а атеисты вместе с нами празднуют день рождения Чарльза Дарвина. Может быть это звучит несколько абсурдно, но все это – правда. Мы совершенно спокойно живем и, если у кого-то случается беда, всегда придем на помощь.
Да, иногда и мне, и взрослым в моей семье сложно понять некоторые поступки других людей. Но мы точно знаем, что не все в этой жизни нужно переделывать так, чтобы понимали и любили это только мы.