Михеев Павел
Герои среди нас
Героизм не имеет чёткого определения. Героизм – это стремление, это борьба индивида с дьявольски несправедливой действительностью, подкрепленная личностной закалкой, представлениями о нравственности и гуманизме, о правде и независимости. Героизм – это защита светлости и права от пошлости и двуличия, от ненависти и злословия, от радикальных мер и позиций, предопределённых непризнанием и отрицанием устоявшихся и общепринятых понятий.
Нет шкалы измерения героизма. Не существует такого прибора, способного давать показатели героизма. Кто важнее, кто сильнее, кто больше других повлиял своими поступками на окружающий мир? Ответы на все возникающие вопросы спонтанно и непреднамеренно возникают сами по себе в зависимости от ценностей человека: ответы дает внутренний мир.
Несмотря на, казалось бы, единственный официальный аппарат общественного мышления, общество практически в любой развитой стране мира напоминает лоскутное одеяло, сотканной из различных социальных, конфессиональных, политических групп, субкультур и союзов. Все эти объединения героизируют своих идеологов, людей с близкими, синонимичными взглядами. Но не каждое созданное сообщество признает государственную позицию, мнение политических сил, «кормчих», султанов, президентов, канцлеров... А, следовательно, не признаёт тех людей, которых другие считают героями.
Для большинства герой обязательно должен быть страдальцем, мучеником, героем всевозможных сражений и войн, религиозным деятелем, авангардистом своей эпохи, революционером, борцом с системой, с всепоглощающей политической машиной... Даже литературный герой – борец с инакомыслием, с «неправильным» общественным сознанием – нередко становится символом эпохи. Герои известных антиутопий Джорджа Оруэлла, Евгения Замятина, Олдоса Хаксли, а также герои романа «Что делать?» Николая Гавриловича Чернышевского, стали двигателями мыслительного процесса, кузнецами идеального государственного устройства и кумирами локомотивной молодежи.
Но не всегда это так. Героем может стать любой. Герой может быть и военным, и инженером, и полицейским, и врачом, спасшими сотни жизней, и ветеринаром, и музыкантом, и дипломатом, предотвратившим кровопролитие. И журналистом, который верен себе и своей этике, как Майкл Долан – герой роман Хораса Маккоя «В саване нет карманов», который ценой собственной жизни отказался предавать свои нравственные идеалы.
В повседневной жизни «герой» сокрыт налетом обыденности и однообразности, где нет, кажется, возможности проявить себя, продемонстрировать свои способности. Но этого и не требуется, ведь по-настоящему героическая личность неосязаемым лассо притягивается к месту всех столкновений и распрей, к корню возможных проблем и конфликтов.
Нужно помнить одно: герои находятся среди нас. Порою заклёванные диковатой безумной толпой, порою затоптанные и бессознательно отвергнутые обществом, порою выброшенные на запыленную обочину жизни, они поднимаются с засасывающего их дна и делают уверенный шаг в неизвестность.
Их ничто не пугает. Ничто. И пускай перед ними вырастают стены, пускай возводятся преграды и оползает земля под ногами, образуя пропасти и котлованы, пускай; они всё равно будут двигаться вперед, приподнимая упавших и обессиленных, направляя сбившихся и потерявшихся, даруя своим примером веру и надежду разочаровавшимся. И таким людям, героям, охотно доверяют роль знаменосца, ведущего за собой остальных и отворяющего дверь в светлое будущее.
Герои не умирают. Нет, они не умирают. Никогда не умирают. Негласно им даровано бессмертие.
Герои были, герои есть, герои будут. И имена их никогда не сотрутся, не исчезнут, не выветрятся из ненадежной человеческой памяти, ведь они выщерблены позолотой на нерушимом пьедестале истории, что означает прикосновение к вечности и спокойствию.