Колесов Сергей

Колесов Сергей

Общество потребления - пустота души или обычный комфорт жизни?

Я думаю, что в таком вопросе было бы непростительной ошибкой вдаваться в отдельные крайности. Потребительское общество составляет основу всех платежеспособных жителей развитых стран. Поэтому нужно с большой деликатностью и ответственностью подходить к попыткам анализа современных реалий экономических и социальных отношений с точки зрения морали.

Выбирая первое, мы намеренно встаем в позицию некого пессимиста, склонного делать выводы, исходя из мрачного взгляда на жизнь. Понятие консюмеризма существуют уже достаточно давно, чтобы его можно было как-то попытаться уличить в причастности к проблемам, существующим как на уровне всего мира, так и на уровне отдельных людей. Уже не одно поколение стремиться к условному идеалу в виде того, что в СССР называли "дачка, тачка и собачка". Если бы и была тенденция к постепенному духовному обнищанию, мы бы смогли проследить ее. Но новейшая история не даровала нам таких прецедентов. Разве только страсть к постоянному накоплению магазинных излишков заставляет нас забывать о незыблемых понятиях добродетели? Слишком маловероятно, чтобы быть правдой.

Однако понятие комфорта имеет слишком расплывчатые рамки. Естественно, что помимо вещей, которые направлены исключительное на удовлетворение минимальных потребностей, существуют и те, которые делают наше с вами пребывание в этом мире несколько слаще и приятнее. Лишним было бы вдаваться в частности, так как каждый имеет свои личные "подсластители". Но тут как раз и кроется потребительский дьявол. Минимальные и максимальные требования комфорта слишком вариативны ; они зависят только от материального состояния человека. То, что для одного является нормой жизни, для другого - непозволительная роскошь и транжирство. Выбрать второе можно будет только тогда, когда появится усредненный показатель комфорта для всех людей, а такое вряд ли когда-либо произойдет. Взаимодействие с предметами, которые усилиями маркетинга приобрели ценность в умах людей, не проходит бесследно для человека любого социального статуса.

Крайне затруднительно синтезировать оригинальное мнение, игнорируя мысли, ставшие вершиной размышлений по данной теме. Уже в первой половине двадцатого века были люди способные, находясь в настоящем, смело заглядывать в будущие и строить предположение о развитие консюмеризма, о том какое влияние он оказывает на личность. Именно предостерегающие слово литераторов, а не социологов, проходит сквозь десятилетия. Колоссальный материал по своей глубине щедро даровали потомкам писатели Рэй Брэдбэри и Олдос Хаксли. Романы "451 градус по фаренгейту" и "О дивный новый мир" дают наглядную картину того, как люди прошлого столетия представляли себе общество, где материальные ценности стали важнее духовных. При сохранении нынешних тенденций эти произведения еще долго не потеряют своей актуальности.

В антиутопии Брэдбэри массовая культура как порождение общества потребления стала единственной предлагаемой культурой. Люди дошли до стадии, когда реальность стала настолько омерзительной, что все только и обеспокоены тем, чтобы побыстрее уйти в мир собственных иллюзий. Действительность в этом мире доведена до абсурда. Крайность стала единственной приемлемой нормой существования. Как таковой пищи для ума нет, есть только объедки в виде примитивных развлечений. В этом контексте мы наблюдаем духовную опустошенность людей. Эта бездуховность является лейтмотивом всех межличностных отношений членов этого общества. Понятие семейных уз редуцировано. Вспомним главного героя Гая Монтэга и его жену. Печальное зрелище наблюдать за парой, которая по идее должна олицетворять собой единение мыслей, слияние двух душ в одну. Вместо этого полная апатия по отношению друг к другу. С приходом гипертрофированных потребительских запросов происходит закат института брака и всего с ним связанного. Люди утратили нематериальную часть своей сущности и стараются найти отдушину в технологических новшествах, в мнимом комфорте вокруг них.

Обратимся к не такому и дивному новому миру. Несмотря на то, что Хаксли воссоздает модель утопического общества, он со свойственной манерой писателя-мыслителя показывает цену его достижения.. Как же поначалу нелепо воспринимается идея электролапты, выходящая из уст директора инкубатория. Он не признают игр, которые никак не порождают спрос на новые товары. Правительство в этом мире озабоченно тем, чтобы потребительство стало неотъемлемой частью жизни его граждан. Первичная веселость от этого момента уходит, когда обращаешься к нынешним реалиями и смотришь на коммерциализации, которая коснулась практически всего. Люди в этом мире замкнуты между выполнением работы и собственным увеселением. Промежуток между желанием и его исполнением сведен к минимуму. Человек из-за отсутствия нравственных ориентиров перестает расти как личность. Для развития нужны препятствия и неудобства. Мир Хаксли это общество потребления в абсолюте. Тот самый комфорт есть у каждого, но что за ним следует? В первую очередь это культурный упадок, упразднение моральных норм и общемировых традиций. Стабильность не самый хороший импульс для роста и самосовершенствования. Лишь безостановочное плавание в буре под названием жизнь способствует нашему становлению и определению самих себя в этом мире.

Факт существования подобный литературы, оставляет надежду на то, что не истребим духовно целостный человек, который противостоит худшим проявлениям массовой культуре. Облегченное искусство, имеющие максимально упрощенное содержание, не несущие ничего, кроме развлечения, является важным продуктом на современном рынке. Конечно, истинное искусство не подлежит вырождению. Оно остается, однако все чащи встречаются его суррогаты: искаженные до неузнаваемости порождения, которые появились на свет благодаря тому, что называется спросом . Духовное опустошение нам не грозит до тех пор, пока люди будут способны отличить подлинное творчество от чего-то внешне на него похожего, но по своим идеям, не имеющего веса, чтобы осесть на бесконечно быстрой стреле времени.

Потребительское общество стало закономерным следствием научно-технической революции. Иронично, что именно лень относят к основному двигателю прогресса. Стремясь облегчить свою жизнь, мы выдумываем все новые и новые устройства и приспособления. Из-за этого ракета прогресса не может выйти в открытый космос научного познания, а находится где-то на орбите, ускоряясь исключительно в направлении малозначимых людских прихотей.. В этом плане человек должен возвыситься над самим собой, сделать попытку приблизиться к тому более светлому, что наполняет нашу душу, сделать истину главной целью. До тех пор мы так и останемся жалкими потребителями, которые тщетно стремятся "впихнуть" материальный хлам в сферу метафизических категорий.

По моему мнению, люди ошибочно ссылаются на душевную пустоту, основываясь на факте падения интереса современного человека к религии. Действительно, показатель экономического благополучия страны тесно коррелирует со степенью распространения теизма или атеизма. Социологи напрямую связывают эти две характеристики. Индекс религиозности в странах третьего мира является самым высоким, а в индустриальных - самым низким. Неужели житель Европы более порочен, чем житель Нигерии? Стоит помнить, что церковь при всем своем авторитете не является источником всех духовных ценностей. Она потеряла свою значимость, не потому что люди утратили нравственность как идею, а от того что они осознали не способность религии подстроиться под уровень понимания мира человека, живущего в век космоса.

В любой стране, где был прогресс, был и возрастающая степень потребления.. В еще живущей на просторах памяти старшего поколения стране как СССР имело место быть понятие дефицита, несмотря на то, что индустриальная эпоха гарантировала производство всех нужных благ . Существовал особый пласт товаров, который был в не широкой доступности для масс. Сохраняя чувство меры, оставляя покупателя наполовину сытым, государство поддерживало рамки, сдерживающие акулу жадности и алчности. Но настал 1991 год и то, что развивалось на западе не один десяток лет, резким потоком хлынуло в нашу страну и развратило бывших советских граждан. Столь быстрой скачок от одной форма экономической организации к другой спровоцировал резкую перестановку приоритетов. Прежний вещевой голод стал утоляться с изрядной долей переедания. Такая трансформация общественной жизни нашла отражение в романе Виктора Пелевина "Generation П". Главный герой находит свое призвание в новой действительности, становясь рекламщиком. Он создает рекламу, которая расширяет границы консюмеризма. Имея талант сочинять запоминающиеся слоганы, Вавилен заманивает потенциальных покупателей. До этого ничего не подозревающие люди не знали нужды в виде очков "Ray-Ban" или шампуня "Head and Shoulders". Особенно интересна теория орануса, озвученная Пелевиным. Это концепция рассматривает человеческое общество как живой организм. Люди - клетки и нервная система, а массмедия - переносчики нервных импульсов. Циркулируют в этой системе деньги, будь то потраченные или заработанные. Таким образом общество потребления самоорганизовалось в систему, которая работает без внешнего вмешательства. Клетка не может быть счастливой, без материальных объектов, навязанных СМИ. Время не так отдаленное от нас, породило целую плеяду новых видов людей, которые пребывают и поныне. В этом произведении практически нет положительных героев. Образ Вавилена Татарского символизирует эволюцию от элитарного к массовому. Из творца он переходит в ранг креэйтора. Он не производит чего-то совершенно нового, а лишь адапитрует вторичность под русскую ментальность. Время консюмеризма способствует духовной деградации. Там, где массовость и вседоступность, там нет места для чего-то личного и сокровенного.

Конечный ответ кажется мне неким серым оттенком на фоне чистых черно-белых тонов, результатом слияния двух противоположных сторон. Мы окружены вещами, которые без слов стараются докричаться до нас и заявить, что они нам нужны. Каждодневно и ежечасно мы подвергаемся влиянию информационных глашатаев, которые говорят нам о важности потребления. В сознании людей давно укрепился образ индивида, чья успешность определяется объемом вещей, которые он приобрел. А ведь для человека далеко не на последнем месте стоит желание иметь статус в обществе, доминировать в нем. С этой стороны потребление есть средство, а не цель. Порочность этого подхода состоит в том, что этот показатель благополучия насквозь пропитан скоропроходящими, фальшивыми ценностями. С детства нам говорят, что деньги не главное. Существуют такие понятия, над которыми нет ценника. Однако они также формируют состояние человека, которые мы называем счастьем. Это любовь, дружба, семья. Надо помнить, что обе крайности отдаленны от истинного положения вещей, что ответ находится между ними.

17 марта 2015

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.