Чаглик Елизавета

Чаглик Елизавета

"Я бы в плотники пошел..." - почему молодежь не выбирает рабочие специальности?

Почему молодежь перестала выбирать рабочие специальности? Эта проблема наиболее актуальна в наше время и возникла не вчера. Ещё есть у нас люди, которые помнят славные истории о передовиках производства, об известных династиях кузнецов, токарей, швей, фамилиями которых гордились не только на предприятиях, но и далеко за их пределами. На сегодняшний день в моде совсем другое. Сейчас дети уже дошкольного возраста хотят стать так называемыми «белыми воротничками», а заботливые родители охотно помогают своему ребёнку дать исключительно высшее образование и прилагают для этого все усилия.

Юристов и экономистов ежегодно тысячами выпускает едва ли не каждое второе высшее и среднее учебное заведение страны. А квалифицированных специалистов, способных поднять производственную мощь родной страны, найти не возможно.

Сейчас мы можем наблюдать относительно стабильный рост промышленного производства, который обеспечивает высокую потребность в населении, имеющем рабочие специальности. Но проблема есть - гораздо проще найти бухгалтера, юриста, менеджера, чем хорошего слесаря, сварщика, токаря. Перед нами налицо проблема так называемого кадрового голода, которую все острее ощущают промышленные предприятия. Рассмотрим ее более подробно.

С одной стороны желающих найти достойную работу немало, что уж там сказать, этого хочет добиться каждый из нас, кто стоит на пути выбора профессии, а с другой – предприятия, готовые предложить работу не могут подобрать для себя квалифицированные кадры. Тогда возникает вопрос: почему же так получается? Почему, имея ряд качественных средне специальных образовательных учреждений, которые априори призваны обеспечивать местные предприятия специалистами, страна не имеет возможности предложить им требуемые квалифицированные кадры? И в итоге за высококлассными специалистами идет настоящая охота.

Высшее образование и рабочие специальности являются с одной стороны движущими силами страны, с другой – это две проблемы, с которыми столкнулась сейчас Россия. А теперь давайте выясним основные причины, отторгающие молодежь от рабочих специальностей и выясним, почему это происходит. К глубокому сожалению, профессиональное образование в нашей стране развивается, не подчиняясь запросам рынка труда. Мало того, в последние годы прослеживается тенденция, которая заключается в том, что основной целью и задачей современной российской семьи является то, чтобы ребенок сдал успешно ЕГЭ и поступил в ВУЗ. И в итоге, кто будет заниматься производственным трудом? Все хотят иметь высшее образование. Сейчас основным критерием для молодёжи является высокая заработная плата и возможность, сидя в кабинете, занимать руководящую должность. Но никто не знает, что тот же сварщик может заработать гораздо больше, чем заместитель начальника какого-нибудь отдела в банке. И об этом многие не знают.

«Если мы хотим обеспечить пустующие места на заводах квалифицированными кадрами, нужно озаботиться их подготовкой», - сказал Н. М. Волков, директор Центра занятости населения Волгоградской области, на семинаре Торгово-промышленной палаты региона. Я согласна с позицией Н.М. Волкова, я считаю, что необходим мониторинг потребности предприятий, и рынка в целом в рабочих кадрах. Также нужно выработать общую политику государственного стимулирования, в том числе и экономического, повышения престижа рабочих специальностей. Помощь государства в данном вопросе очень важна, т.к. средне специальным учреждениям при подготовке рабочих специальностей нужно ориентироваться на потребности предприятий. Но помимо этого еще возникает не менее важная, социальная проблема – сегодня у большинства населения наблюдается неправильное отношение к производству. Как следствие непрестижность рабочих специальностей. Сейчас стыдно быть рабочим! Раньше профессия, например фрезеровщика, была престижной. В советское время была правильная пропаганда того, что рабочий – это достояние страны. О рабочем, о его труде, о его руках много говорили, говорили красиво и правильно. Вспомните фильмы «Добровольцы», «Высота».

Также нельзя забывать, что подготовить квалифицированного рабочего не дешевле и не проще, чем подготовить квалифицированного специалиста с высшим образованием. На мой взгляд, сегодня требуется создание департамента (или иной структуры) в области образовательной и профессиональной подготовки специалистов, в рамках которого будет предложена принципиально новая модель подготовки рабочих кадров, основанная на новых технологиях и знаниях.

Вот мы и выявили основные причины и проблемы. Но так можно очень долго вести дискуссию на эту тему. Но главное, все-таки, не выявление и обличение той ситуации, которая сложилась, а действия, которые действительно будут эффективными уже в ближайший период времени. Мы должны ответить на такие важные вопросы как: Что необходимо сделать государству, учебным учреждениям? Как вернуть престиж рабочим профессиям? На мой взгляд, основным в этом вопросе является то, что рабочим профессиям нужно вернуть былой престиж. И доказательством этого должны стать выпускники техникумов и колледжей. Незадолго до вступления в должность министр науки и образования Д.В. Ливанов дал интервью «Российской газете» и сказал о том, что необходимо сокращение бюджетных мест в ВУЗах. Может это и решит проблему. Но мне кажется, что более правильным будет не сокращение бюджетных мест, а перераспределение выпускников школ между профессиональными учреждениями образования в соответствии с желаниями и способностями. Верните уроки труда в школы! Сегодня мальчишки лучше справляются с компьютерными играми, а как выглядит дрель или рубанок не знают. Необходим также мониторинг уровня занятости рынка труда, какие рабочие специальности необходимы тому или иному региону, или городу. Пусть будут заказы на них. А будет спрос – будет и предложение!

Как итог, для повышения престижа рабочих специальностей нужно решать проблему в комплексе:

- прямое регулирование заработной платы рабочих специальностей государством;

- повышение престижности рабочих профессий (при помощи СМИ, образовательных учреждений);

- создание региональных департаментов образовательной и профессиональной подготовки специалистов, не только проведение мониторинга и сбор статистических данных, а непосредственное участие в решении вопросов профессиональной подготовки;

- необходимо разработать стандарты профессионального образования, которые отвечают запросу работодателей, рынка труда.

Но всё не так плохо. Проблема решаема. Для повышения престижа рабочих специальностей огромную помощь могут оказать СМИ. Например, в Оренбурге, в 2013 году, в рамках акции «Все профессии важны» была проведена экскурсия для студентов по стройке жилищного комплекса. Самое главное, что студенты с огромным интересом наблюдали за всем происходящим и даже пробовались на роль каменщиков. Ребята остались очень довольны экскурсией и полученными знаниями, многие попросились на летнюю практику. Другой пример, относительно недавно на телеканале «Санкт-Петербург» появился цикл передач «Профессия: выбор». В каждом из выпусков петербургские школьники совершают путешествие в профессию (как в сфере услуг, так и на рабочие специальности). В Республике Коми был создан проект «Суровая специальность», который нацелен на популяризацию рабочих профессий через дизайнерские решения и слоганы. Таким образом, в отдельных городах или регионах нашей страны осуществляются проекты по возращению престижа рабочим специальностям. Но нужно, чтобы эти акции стали массовыми, проводились по всей стране и на центральных телеканалах. Тогда будет результат.

Ж.Ж.Руссо сказал, - «Трудись для того, чтобы наслаждаться». Я надеюсь, что у многих моих сверстников будет возможность понять, что гораздо интереснее заниматься любимым делом, пусть и трудным, чем просиживать часы в офисе за престижным, но нелюбимым занятием!

17 марта 2015

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.