Мерхлякова Дарья

Мерхлякова Дарья

Общество потребления - пустота души или обычный комфорт жизни?

Вопрос о том, чем является общество потребления – обнищанием духовной стороны жизни или обычным желанием жить в комфорте – довольно широкий и неоднозначный. Поэтому, рассуждая об этом вопросе, следует начать с истории возникновения понятия общества потребления.

С древнейших времен человеческие потребности регулировали создание жизненных удобств. Сейчас многие вещи (начиная от обычного колеса до мобильных телефонов) кажутся нам повседневными и понятными – даже пятилетний ребенок сможет без труда переключать телевизионные программы. Так появились все чудеса технического прогресса, от которых вряд ли сможет отказаться хоть один человек. Казалось бы, что в этом плохого? Население работает для того, чтобы материально обеспечить себя и жить в достатке. Я думаю, желание иметь самые лучшие условия для жизни есть у каждого современного человека.

Известно, что общество потребления сложилось на Западе, где, благодаря «смешанной экономике», люди, живущие за «чертой бедности», получили возможность иметь хорошую квартиру, бесплатное образование, огромный выбор в супермаркетах.

Мечта открывать новые тайны мира, усовершенствовать старое с целью создания более комфортных условий для жизни вскоре превратились в потребность номер один. Известный немецко-американский философ Эрих Фромм в своей книге «Иметь или быть» писал, что причина возникновения чрезмерного потребления в том, что люди «стали хозяевами собственной жизни: цепи феодализма были разбиты и, свободный от всех оков, человек мог делать то, что хотел. Предполагалось, что богатство и комфорт в итоге принесут всем безграничное счастье».

Но, в конце концов, материальные потребности привели к оскудению духовной стороны общественной жизни. В ходе научно-технической революции стал нарастать поток информации, и, чтобы подать информационный продукт потребителям, появилась массовая культура, которая действовала по несколько упрощенным правилам. Так, зритель ждал от фильма не почву для размышления, а развлечение, захватывающий сюжет (детектив, боевик, фантастика). Появление ярких реклам на экранах телевизоров, на страницах журналов стали привлекать внимание, призывая купить что-то. Стремление приобретать, запасать, обогащаться поставило значение материальных удобств на ранг выше духовных ценностей. К сожалению, жажда иметь больше - это черта современного общества.

То, насколько обширным является рассматриваемое нами понятие, мы можем убедиться исходя из проблем, которые создаёт массовая потребность к потреблению. Например, иной раз мы и не задумываемся о том, сколько бумаги тратим, как нам кажется, на важные вещи. В наше время считается, что подарить подарок другу без красивой бумажной обертки уже не эстетично. А бумага – это, прежде всего, лес: ресурсы, которые не восстанавливаются. Ходить пешком, ездить на велосипедах или даже на общественном транспорте уже не модно. Каждый хочет иметь личный автомобиль. Машины не только расходуют топливо, но и являются загрязнителями атмосферы. Все эти факторы существенно влияют на экологию мира.

Но, самая, на мой взгляд, главная проблема, возникающая из-за чрезмерного потребления обществом – это потеря нравственных ценностей. Не случайно последние десятилетия не ослабевает интерес к пьесам А. Вампилова (1935-1972). А.Вампилов первый из современных драматургов забил тревогу по поводу очерствения, ожесточения, другими словами – опустошения человеческой души XX века. Поэтому в пьесе «Утиная охота» «физически здоровый молодой человек» на протяжении всей пьесы испытывает духовное падение. Работая на ненавистном ему заводе, Виктор Зилов на предложение сослуживца поменять место работы, отвечает: «Я-то еще мог бы чем-нибудь заняться. Но я не хочу. Желания не имею». Так может, дело в желании? Век индустриализации принес в нашу жизнь всё, что мы захотим. Но, мы забываем порой о том, что, как говорил мудрый царь Соломон: «Всё – суета». И что лучшее удовлетворение от жизни человек получает, если сосредоточится на духовном. «Вечные» ценности, такие как семья, друзья, любовь зарождаются не от материальных благ, а от внутренних качеств человека. Поэтому, возможно, обществу нужно «привить» большее желание к духовному развитию, нежели к материальным вещам. Было бы здорово, открывая журнал, видеть там не рекламу новых духов, а анонс спектаклей в Петербурге.

В одной публицистической статье русский писатель Б.Васильев отметил, что в наше время люди стали работать для того, чтобы отдыхать, а не отдыхать для того, чтобы работать. Понятие труд несколько изменилось с ростом в обществе потребностей. Очень часто мы слышим о том, как подруга откладывает деньги с зарплаты на дорогие духи или сумочку известной фирмы, как соседи берут кредит, чтобы переехать в более престижный район. Кроме того, сейчас молодые люди в большинстве случаев учатся не на ту специальность, которая им интересна, а на ту, которая считается более престижной и высокооплачиваемой.

Пренебрежение духовными ценностями существенно отразилось и на институте семьи. В Европе уже лояльно относятся к однополым бракам, что, по сути, разрушает общественный институт.

Иными словами, общество потребления оказывает влияние не только на отношение человека к его материальному состоянию, но и на его отношение к науке, искусству, природе, образованию, общественным институтам.

Итак, вопрос о том, что же являет собой общество потребления, остается неоднозначным. С одной стороны, общество теряет значимость духовных ценностей, а с другой – всего лишь создает для себя комфортные условия для существования. Но говорить лишь о том, что общество потребления – это духовное падение общества, я думаю, не совсем верно. Очевидно, что отказаться от всех благ, которые мы имеем на сегодняшний день сможет не каждый, и в этом нет необходимости. Важно то, как человек распоряжается данными ему возможностями комфортной жизни. Можно дистанционно обучаться и развивать свои знания в интересующей сфере с помощью Интернета, а можно часами просматривать бесполезные сайты и видеоролики. И, наконец, мы так привыкли к комфорту жизни, который у нас есть, что не задумываемся о проблемах, которые возникают от нашего желания потреблять. Я думаю, если каждый человек откажется на один вечер в неделю от телевизора, компьютера, света с целью экономии электричества – это уже будет большой шаг к решению вопроса о чрезмерном потреблении.

Проблема духовного развития в современном мире, в котором преобладает желание потреблять, является важной. Наша задача – сделать всё возможное, чтобы духовная культура не уходила на задний план.

17 марта 2015

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.