Алтухова Анна

Алтухова Анна

Толерантность - терпимость или любовь? Как людям разных культур жить вместе?

Совсем недавно весь мир потрясла новость из Европы. Несколько террористов-исламистов напали на редакцию журнала «Charlie Hebdo» в отместку за недавно напечатанные карикатуры. Мы, люди XXI века, часто наивно полагаем, что многие проблемы взаимопонимания мы уже научились решать дипломатическим путем. Идущая полным ходом глобализация способствует диалогу культур, обмену знаниями, новостями, информацией. И, казалось бы, в продвинутой Европе свобода слова и толерантное отношение к окружающим уже стало аксиомой каждого гражданина. Но вот только такие печальные случаи лишь только доказывают, что мы должны обращать как можно больше внимания на проблемы толерантности в нашем обществе.

Что же такое толерантность? Это слово происходит от латинского tolerantia – терпение. Толерантность- это терпимость. Но в русском языке однокоренное слово «терпеть» обычно связано с чем-то отрицательным. Наиболее часто в нашем лексиконе звучит словосочетание «терпеть боль». Тогда что же это получается? Люди других культур – это такая боль, по типу головной, а может зубной, или даже надоедливой боли в животе, которую мы должны терпеть? Тогда получается, что толерантность перечит понятиям гуманизма да, и в общем-то, сама в себе содержит противоречие. Я считаю, что в русском языке это слово обретает гораздо более широкое значение. Мы не терпим, а мы принимаем людей других культур, а значит и других взглядов и с другими интересами такими, какие они есть. Также я считаю, что толерантность неразрывно связана с любовью… к справедливости в самом широком её смысле. Это значит, что людей любой культуры должны в первую очередь оценивать по их человеческим качествам- честь, искренность, смелость или какие-нибудь другие. А вопрос о происхождении, социальном статусе и так далее в по-настоящему толерантном обществе не имеет значения.

В связи с этим хотелось бы вспомнить произведение Пушкина «Капитанская дочка» Автор создаёт в своем романе целую панораму социальных слоев своего времени. Это и разбойники из шайки Пугачева, включая самого Пугачева, это и крепостные в лице Савельича, дворянин Гринёв, Миронов, заслуживший личное дворянство, и даже сама императрица! Однако при этом представители каждого слоя способны на настоящие человеческие поступки. Так, например, Гринёв, который находится примерно по середине этой иерархии, в благодарность за помощь дарит незнакомцу заячий тулуп. В дальнейшем читатель узнает, что этим незнакомцем оказался никто иной, как Емельян Пугачев. Разбойнику оказывается не чуждо понятие чести и искренности и на казни он милует Гринева, а также прощает ему многие дерзости, так как Пугачеву важнее честность Петра. За помилованием также едет Маша Миронова к императрице, человеку, находящемуся на самом верху этой иерархии. Императрица также дарует помилование Гринёву. Получается, что в романе и разбойник и императрица способны на одинаково благородные поступки. Так у Пушкина человеческие качества выходят на первый план. Он говорит о том, что не важно, крепостной ты, разбойник или же сама императрица, главное то, что всех людей объединяет любовь к одним и тем же качествам, поступкам.

Совсем недавно я смотрела запись одной телепрограммы. Этот выпуск был про то, как выпустили Марию Алёхину из тюрьмы. Она была осуждена за хулиганство в церкви. Алёхина приходит в салон связи и просит оформить ей сим-карту. На вопросы о том, почему так давно не пользовались мобильным телефоном она так весело-обыденно отвечает «В тюрьме сидела!» Я ни в коем случае не хочу сказать, что попасть в тюрьму- это обыденное дело. Но мне бы хотелось, чтобы в нашей стране у людей с тюремным прошлым было будущее, возможность жить дальше нормальной жизнью, работать. Если вспомнить нашу историю, то окажется, что очень многие великие люди, в том числе и писатели-классики сидели, были отправлены в ссылку, преследовались властями. Вспомним, например, Достоевского, так внезапно узнавшем о своем помиловании и отосланным в Сибирь. Его впечатления о каторге отражаются в эпилоге «Преступление и наказание» На каторге, среди многих убийц, воров и так далее Раскольников им чужд, а близка Сонечка Мармеладова. Они ценят в ней её кротость, её доброту. Это говорит о том, что людям, казалось бы, жестоким, чем-то похожим на кровавого разбойника Пугачева, не чужды человеческие понятия о вере в Бога, о смирении, о доброте. Точно также, как в сердце прекрасной самоотверженной Сонечки живет вера, точно также живет эта вера и у каторжников, и это сближает настолько непохожих людей. А Раскольников даже среди преступников из-за своей гордыни оказывается «будто ножницами» отрезанный. Вспомним также и Солженицына. Много лет он провел в настоящем концентрационном лагере. Его впечатления и воспоминания вылились в роман «Архипелаг ГУЛАГ» Но даже среди заключенных он не потерял веру в человека, его мировоззрение не покрыла пелена ненависти ко всему. «Постепенно открылось мне, что линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между классами, не между партиями – она проходит через каждое человеческое сердце – и через все человеческие сердца»,- пишет он в романе. А опыт человека, повидавшего, возможно, самую страшную часть жизни, но при этом пришедшего к такому гуманистически-толерантному выводу как нельзя лучше звучит в контексте размышлений о равенстве и любви к справедливому отношению к людям. Даже если ты в тюрьме, то это не значит, что ты оказался на территории, где не действуют законы морали.

Но это всё литература прошлых веков. Какое же отношение она имеет к современности? Затрагивая проблему толерантности нельзя не коснуться современных реалий. Я считаю, что одной из самых актуальных проблем наших дней является отношение к сексуальным меньшинствам. В журналистике появился такой термин как «каминг-аут» Он означает, что какой-либо человек открыто заявляет о своей нетрадиционной ориентации. И эти самые каминг-ауты становятся такой лакмусовой бумажкой нашего общества. Якобы, считается, что такие люди обязательно ненормальны, аморальны, вызывающе себя ведут и так далее. Обычно у людей такие новости вызывают укоризненное восклицание «Как! И он(а) тоже?..» Но давайте вспомним знаменитых гомосексуалистов в нашей истории: Байрон, Чайковский, Цветаева, Фреди Меркьюри. «Как, и они тоже?» И они тоже, но это не помешало им войти в историю и создать многие великолепные творения. «Широкий простор, для мечты и для жизни» - поётся в нашем гимне, но при этом принимается закон о запрете пропаганды гомосексуализма в Санкт-Петербурге, закон о защите прав верующих, в котором не описано, что считать оскорблением. Возвращаясь к Пушкину, хотелось бы отметить, насколько универсальна его точка зрения о возвышенности личных человеческих качеств для любого времени. Но, к сожалению, с течением времени, истории, в нашей жизни открываются все новые и новые аспекты жизни людей, и тем больше мы понимаем, сколько работы нам еще предстоит.

Все эти размышления привели меня к следующим выводам. Идея ценности человеческих качеств объединяет людей разных эпох, разных сословий, классов, взглядов и т.д. Так что же помогает людям разных культур жить вместе? Осознание того, что мы в первую очереди люди, что у нас у всех есть душа, мы все умеем любить, мы все хотим, чтобы в нашем обществе царила справедливость и т.д. И именно эти понятия должны объединять нас, именно любовь к справедливости создает толерантное общество. Потому, как все мы мечтаем об одном и том же- о любви и о хорошей жизни.

17 марта 2015

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.