Соловьева Галина

Соловьева Галина

"Слишком много букв"... Как выжить литературе в эпоху, когда даже интернет-комментарии не дочитывают до конца?...

"Чую, дело плохо!" - сказал на днях мой сосед по парте, услышав, как одноклассник Вася причислил Маяковского к числу ярчайших символистов, а затем назвал его творчество антиреволюционным. По телу побежала дрожь, в голове забурлили мысли. Странные мысли...

А ведь сейчас кого угодно спроси - и страшно даже подумать, сколько людей не попадет в точку. Ну ладно, Маяковский. А вот что вы знаете о Блоке, о Твардовском? А что последнее вы последнее, собственно, читали? И тут, пожалуй, кроме "твиттера" и коммента под фоткой в соцсетях похвастать больше будет нечем. А вдруг все реально очень плохо? Вдруг есть какой-то тайный заговор или организация, которая в дальнейшем, как в романе Брэдбери, будет неумолимо уничтожать книги, доводя огонь до заветного 451 градуса? Вдруг в голове у этого Васи не просто лень засела, а настоящая идея антиутопии - мир свихнется, люди оформят прописку на жилье в Интернете, вместо сообщения, раннее загнанного в формат текста, будут картинки и фото без слов? А вдруг такое разложение общества уже захватило умы людей, а та небольшая группка человек в моем классе, что уже сейчас отвергает русскую литературу, превратится в ближайшем 2020-ом в огромное чудовищное общество, заболевшее полной "антилитературией"?... Ладно-ладно. Паниковать не будем. Признаем пока только повод для опасений. Давайте начнем сначала.

А почему мы стали мало читать?

Последнее время все как-то чаще и как-то не в тему слышишь возгласы старшего поколения, о том, что дети перестали читать, а если и читают, то все в кратком содержании. Лично у меня постоянно крутится в голове объяснение этому: на нас стали слишком влиять условия, мы загнаны в рамки времени, нам те же взрослые стали задавать в два раза больше заданий, времени не то что на чтение, на основную работу не хватает! А вот на счет краткого чтения - дело немножко другое. Мне стало интересно, в чем тут соль, решила поинтересоваться у своих знакомых и друзей, почему они некоторую литературу (например, современную) читают в полном объеме, а вот классику упорно отвергают. Выяснилось, что сейчас подростки дорожат не только своим временем("На маленькую книгу - меньше часов чтения"), но и своим умом(" Надо что бы кратко, интересно, образно, без всяких там "лирических отступлений".Просто и понятно). А в список их прочитанных книг входит все больше зарубежных авторов, чьи книги вполне себе умещаются на 300-400 страницах(Из конкретных имен приведу несколько: Керуак, Лондон, Мураками и все тот же Брэдбери).

Еще одна причина отвержения больших текстов, или "Пока-пока", Лев Николаевич.

Недавно в одном журнале прочитала статью о том, почему порой мы читаем "через слово". Оказывается, что наш мог отказывается воспринимать информацию в следующих ситуациях:

1.Когда мы устали/голодны. (Ну это понятно. Сразу вспомнилась пирамида Маслоу с ее фундаментом - физиологические потребности превыше всего)

2.Когда у нас просто нет желания(Тут все опять же логично - с желанием все идет проще)

3.А есть и еще одна причина. Мозг современного человека отвергает длинные слова. А вот это уже интересно! Действительно, почему так происходит? Психологи объясняют это тем, что современные люди находятся в вечной, беспрерывной беготне - постоянно торопятся. Вообще мы с вами отказываемся не только от длинных слов, но и от всего, что будет заниматься много времени. Нам хочется сделать больше, но затратить меньше часов и минут.

Итак, логично предположить, что и в дальнейшем люди будут отвергать то, что их мозговой системе пришлось не по душе. И как же будет выглядеть жизнь, если мы и дальше будем отказывать от длинных изречений, литературных слов? Ну вот представьте. Новый Мир Слов. Мир, в котором в данный момент проходит некая чистка - лишние(т.е длинные слова) обречены на исчезновение. Оставляют только самые необходимые. Выбирают только одно из двух. Лучшее из худшего. Зал суда, разгорячившийся народ и строгость.

- Привет. Я -«Тетрагидропиранилциклопентилтетрагидропиридопиридиновые». Химическое вещество, плохо выговариваемое слово и просто самое длинное прилагательное в русском языке.

- Привет. А я - "Я". Местоимение, проявление эгоизма и слово, что произносит каждый из вас по сто раз на дню.

В споре о том, кто важнее и уместнее в нашей жизни, безусловно, выиграет второй участник - большой, краснощекий и гордый "Я". И не поспоришь, ведь, наверняка, каждый из вас имя первого слышал впервые в жизни и уверен, что оно никому и не надо. Но все-таки оно есть... Должен же быть тут какой-то подвох, не так ли?

Нет никакого заговора...

На самом деле никакого подвоха нет. Все просто. Обратимся к науке. Вот вам для справки: в русском языке около 500 тысяч слов. Но наиболее употребительных слов всего от 2000 до 2500. Даже у Пушкина, великого знатока и мастера русского языка, в литературной речи были не все полмиллиона слов, а всего лишь около 20 000. Ученые подсчитали, что у среднестатистического выпускника средней школы словарный запас составляет от 1500 до 4000 слов. У человека с высшим образованием - до 8000 слов. И что же получается? "Тетрагидро..."что-то там"" все-таки нужно покинуть наш мир, исчезнуть с лица земли? Ведь и без того слов достаточно. Но тогда и тому самому химическому веществу придется исчезнуть или переименоваться. А как же быть ученым, что уже привыкли называть его этим непривычным для нас словом? Неудобно. Получается, на каждый случай - свое слово. На каждое волнующее действие - свое "Ох и ах!". На каждый химический элемент - свое (ну вы поняли, какое) описание. И нет тут никаких исключений.

Подводим итоги

Литература бессмертна. Потому что бессмертно слово. А слово не может умереть, ведь если придумано нами, людьми, значит нужно.

Во-вторых, нет никакой безысходности, друзья, и не будет. Мы же все-таки "homo"и все-таки "sapiens" - нужно же нам как-то разговаривать! Да и не как-нибудь, а красиво и правильно - нам же хочется, как минимум, развиваться. А значит, будут и книги, будут и читатели, будут и любопытные и неленивые. Да, меньше читают(в плане объема), но, с другой стороны, тратят свое время только на самое хорошее, выбирая для развития книги достойные. Короче говоря, читатель сейчас более искушенный. И с этим ничего не поделаешь. Я не говорю о том, что нуно забросить "Войну и мир", или "Тихий Дон", нет. Главное - что сейчас подростки так или иначе приходят к литературе, как раньше - как за помощью к другу. Пусть читают, что им хочется. Заставлять через силу нет смысла. И вот вам еще интересный факт: когда я подводила итоги опроса, оказалось, что абсолютно все мои одноклассники читают книги постоянно. Правда, большинство не по программе. Объясняя все тем же "нудно", "странно", "устарело", "хотим про наше время!". А вот тот самый Вася тоже признался мне, что тоже любит читать. Правда, исключительно книги, по которым сделаны видеоигры. А Маяковский ему сразу не понравился. Его бунтарство, сложный слог и т.д и т.д....

Но, почему-то, я перестала злиться. Наверное, это такое явление века - естественное отторжение старого и принятие нового. А как спасать ситуацию с классикой? Делиться. Вдохновлять других. Ведь пока мы будем читать сами, пока будем рассказывать и обсуждать прочитанное - нам будет интересно жить и сохранять литературные дары.

17 марта 2015

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов, а также организаций, признанных экстремистскими и запрещенных на территории Российской Федерации.