Интервью: Что мы ожидаем от современного кинематографа?

Интервью: Что мы ожидаем от современного кинематографа?

С Борисом Николаевичем Орловым, известным тверским кинорежиссёром и сценаристом, я встретился на региональном конкурсе школьных телестудий, где он был председателем жюри. На конкурсе я представлял свою первую киноработу. Если большинству членов жюри моя работа пришлась по вкусу, то главный судья сильно критиковал ее. Так как мне хочется работать над своими ошибками, чтоб исправить их в будущем, я постарался поговорить с Борисом Николаевичем о современном любительском и профессиональном российском кинематографе. Режиссёр, на удивление, с большим желанием был готов ответить на мои вопросы. Ответы, пожалуй, могут быть полезными для всех, кто берет в руки камеру, чтобы снимать свой фильм.

Здравствуйте, Борис Николаевич. Спасибо, что согласились ответить на мои вопросы. На время забудем о моем фильме. Хотелось бы поговорить о кинематографе в целом. Скажите, пожалуйста, почему вы выбрали этот род искусства в качестве своей профессии?

Добрый день. Можно сказать, что кинематограф интересовал меня, как и Вас, ещё в юности. Но, пожалуй, Вам трудно понять, как это было в те времена. Сейчас ведь как? Любой молодой человек может просто взять камеру и снимать то, что ему по нраву: своих друзей, или попытаться снять настоящий фильм. Камера нынче помещается даже под корпусом сотового телефона! А во времена нашего детства… Смешно вспомнить, но цветной телевизор стал для нас настоящим чудом! Что уж говорить о большом экране кинотеатра. Тогда кино было делом лишь немногих, избранных, у других в принципе не было возможности что-либо снимать. Пожалуй, в детстве я был чересчур впечатлён кино. Ведь как еще можно объяснить то, что после окончания школы в Твери я отправился в Ленинград с одной только целью – научиться снимать фильмы, встать за камеру и создать шедевр.

Чем же вызвано ваше недавнее возвращение на малую Родину, в Тверь?

К сожалению, с тех пор, как я в последний раз, еще в юности, был на своей Родине, прошло слишком много времени. За эти несколько десятилетий были успехи и поражения, удачные кинокартины и фильмы, которые не пользовались успехом. В последнее время, работа в Москве и Петербурге, увы, стала чересчур утомлять меня. Видать, возраст уже не тот…Так или иначе, в Тверь я вернулся в поисках вдохновения. Честно сказать, я был очень даже удивлён, что в нашем городе так много людей знают и хотят встретиться со мной. Узнав, какой популярностью пользуются мои работы, я решил начать активную работу с тверской молодежью. Так я уже не в первый раз провожу региональные и межрегиональные молодежные киноконкурсы. На них я пытаюсь подобрать наиболее удачный состав для своей собственной молодежной киностудии, которую планирую открыть в ближайшее время.

Каковы же Ваши наблюдения? Чем отличаются школьные работы от работ профессионалов, кроме качества и мастерства съёмки?

Действительно, качество и мастерство детских и юношеских работ заметно проигрывает работам профессионалов. Но чаще всего – это проблема оборудования, и судить работы молодых авторов по этим критериям вовсе нельзя. Иначе у ребят может пропасть желание развиваться в этом направлении, они положат свою камеру в коробку и забудут о ней навсегда, если услышат подобную критику перед всем залом. Об этом я постоянно напоминаю своим коллегам. Мы должны, напротив, дать стимул творить и снимать дальше, исправив свои ошибки.

Прошу прощения, но, на мой взгляд, порой Вы достаточно сильно именно критикуете работы.

Если сейчас вы говорите о своём фильме, то, как и в случае со многими другими работами, вы не правильно восприняли мои слова. Я не критикую, а лишь, указав на ошибки, даю советы участникам, пытаюсь найти достойную первого места работу.

Какие же советы Вы чаще всего даёте молодым авторам?

Быть самим собой. Быть автором, а, следовательно, руководителем, дирижером всего того, что мы видим и слышим во время просмотра конкурсной работы. Видите ли, у молодежи всегда огромный творческий потенциал, который, порой не без чуткого руководства, может выразиться в очень хорошей киноработе. Идеи в юности всегда смелы и часто не похожи на идеи ни одного взрослого известного режиссёра. Но идеи, достойные «Оскара», часто полностью пропадают в готовом фильме.

А что же мешает осуществиться столь прекрасным идеям?

Техническое их исполнение. С одной стороны, важен сам видеоряд: чтобы снять качественную картинку, иллюстрирующую происходящее или ваш голос за кадром, нужно иметь достаточный опыт «общения» с камерой, знание того, как отснятый материал будет смотреться на большом экране. С другой стороны, снимая свои работы, молодёжь часто берет пример со взрослых. И так как «душевное» кино они смотрят мало, а лучшим примером коротких сюжетов для них являются новости, сухими и публицистически неэмоциональными становятся и их работы. В голове часто не укладывается: вроде и слова глубокомысленны и написаны от души, видеоряд к ним снят так усердно… Но читает их монотонный голос, будто экскурсовод в тысяча первый раз рассказывает свой неизменный текст об уже ставшем ненавистном ему городе. Слова ведущих звучат при этом еще очень пафосно и падают равномерно, без каких либо интонаций, словно молоток бьёт по наковальне. Как всё же часто встречается эта жуть!

Но смею Вас уверить, мы вовсе не хотим, чтобы работы получались такими! Что стоит нам сделать, чтобы исправить свои ошибки?

Что касается моего мнения, делать нужно не только вам, молодежи, но и государству! Посмотрите, как много человек еще в школе хотят снимать свое собственное кино! И это можно объяснить не только широким распространением видеокамер, но и увлекательностью этого вида искусства. Как это интересно: снимать свой фильм, подмечать и запечатлевать яркие моменты жизни! Для многих кинематограф станет будущей профессией, а кто-то, напротив, поснимав часика два на морозе под снегопадом, пошлёт все куда подальше и забудет о профессии режиссёра! Так вот, к чему я это все веду: интерес у молодежи огромный, их потенциал, уверяю, просто немыслимый, а какова возможность учиться этому делу? Да, мы снова приходим к проблеме отсутствия в наши дни толковой системы дополнительного образования… Телестудий в городе единицы, многие и не догадываются об их существовании, а у некоторых в связи со столь большим интересом введён крайне строгий отбор, который не все желающие могут пройти. И профессионалы часто не хотят заниматься с молодежью. Я думаю, не оттого, что они считают это не достойным для них занятием. Малое финансирование, небольшие зарплаты, трудности при поиске помещения и нужного, часто очень даже дорогого, оборудования – разве это все им нужно? Лучше они сами будут заниматься творчеством, без всех этих нервов и переживаний. Создание киностудии – это лично моя инициатива, и, к сожалению, ее никто не захотел поддержать финансово. Но для меня важнее то, чтобы молодежь могла духовно развиваться, занимаясь созданием своих собственных фильмов.

Благодаря Вашим словам, я вдруг понял, как же мне повезло, что в нашем лицее существует телестудия…

Да, действительно, это очень хорошо, что телестудии еще остаются в школах нашего города. Мне даже хочется поблагодарить тех учителей, которые в вашей и в других школах взялись за это дело, возглавили телестудии, и несмотря ни на что, продолжают помогать своим ученикам творить!

И все же, хотелось бы вернуться к вопросу: как молодые авторы могут самостоятельно исправить свои ошибки?

В плане видеоряда может помочь только опыт, опыт, и еще раз опыт. Надо стараться снимать все, что только возможно. Увидели красивый цветок – попробуйте снять его с разных ракурсов. Над горизонтом встаёт или заходит солнце, освещая яркими лучами всё вокруг – постарайтесь передать всю увиденную красоту с помощью объектива своей камеры! Могу признать, что всей красоты реальной жизни с помощью камеры передать практически невозможно. Зато есть к чему стремиться!

А насчёт работы журналиста в кадре, прочтения им слов сценария?

Тут я могу лишь вновь повторить свои слова: оставайтесь самим собой! Часто, лишь увидев камеру, молодые ведущие «каменеют» и становятся не похожими на самих себя. Их голос становится торжественно-пафосным. Что ж, стоит просто расслабиться и на время забыть о том, что тебя снимают. Представить, что разговариваешь с друзьями, а не работаешь на камеру. И тогда работа станет куда более правдоподобной, ее будет гораздо приятнее смотреть!

Что ж, Ваши советы могут очень пригодиться молодым авторам. Также им поможет и создание Вами киностудии. Но, хотелось бы отвлечься от молодежных работ и узнать Ваше мнение по куда более важному для многих наших читателей вопросу: каково, на Ваш взгляд, состояние современного российского кинематографа?

Вы сказали «куда более важному вопросу» и тем самым допустили огромную ошибку, которая привело массовое российское кино к столь незавидному положению (а состояние большинства российских фильмов, представленных в последнее время в широкий прокат, я считаю действительно плачевным). А все из-за отсутствия смены поколений. Некоторые режиссёры старой закалки уже ушли из кинематографа, другие – уже исчерпали себя. Новые времена требуют новых имён, новых режиссёров. Но если назвать имена новых популярных российских актёров еще вполне реально, то каких новых режиссёров вы назовёте? А все начинается с уже ранее обозначенной мной проблемы: телестудии отсутствуют, желание молодежи взяться за камеру пропадает. Отсюда и то пренебрежение, с которым часто обычный зритель относится к российским фильмам.

А что касается содержания?

В плане содержания… Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нам стоит разделить отечественные фильмы на две большие группы: фильмы, носящие коммерческий характер, и фильмы, которые снимаются ради искусства. Да, и фильмов с глубоким содержанием, воспитывающих и подталкивающих к размышлениям в последнее время в нашей стране снято немало! Но просто злость берет, почему широкой публике показывают чаще всего бессмысленные российские комедии, снятые ради денег?? Новый год? Что мы там снимали год назад? А, такой-то вот фильм (не буду приводить конкретных примеров в целях соблюдения этики)! А давайте-ка снимем продолжение. Назовем его «Такой-то фильм 2»! А содержание? Да кому оно нужно: на Новый год зритель всё равно от нечего делать пойдёт в кинотеатр и заплатит деньги за билет. Да. Заплатит. И составит свое представление о нашем кинематографе на целый год вперед.

Неужели все так плохо с нашим кинематографом? На мой взгляд, в кинотеатрах порой можно увидеть очень даже стоящие российские фильмы!

Честно сказать, у меня давно пропало желание ходить в кинотеатры. Я смотрю с удовольствием фильмы моих коллег, режиссёров часто и неизвестных широкой публике! Да и просмотр конкурсных молодежных работ на различных кинофестивалях, о которых мы говорили ранее, вызывает у меня куда более положительное впечатление, чем поход в кинотеатр на российское коммерческое кино… Да, это дело надо исправлять.

В чем же причина такого плохого положения?

Возможно, вы скажете, что моё мнение запрограммировано пожилым возрастом или советским воспитанием. Но что я еще могу сказать – Запад, будь он не ладен! Российское массовое кино теряет свою индивидуальность, подражая американским примерам. Современным режиссёрам не понять, как знаменитые советские режиссёры переживали, сражались за свой фильм, пытаясь обойти строжайшую цензуру, лишь бы не потерять художественный смысл своего произведения! А теперь мы переняли стандартный рецепт: возьмём известных актёров, добавим спецэффекты, драки, оружие, взрывы, которые делают все зрелищнее, разбавим все это каким-нибудь сюжетом, который трудно назвать сценарием!

Что ж, видно, не любите Вы современное российское кино…

Повторюсь, массовое, коммерческое, снятое ради денег! А ведь так много стоящих фильмов неизвестны широкой публике!

И все же, чего Вы ждете от современного кинематографа?

Ждать? Мои прогнозы могут оказаться слишком печальными и испортить всю беседу. Я лучше скажу то, на что надеюсь. Я искренне верю, что наш кинематограф снова станет примером для всего мира. Но даже не для всего мира, а именно для нас самих, россиян! Я сохраняю надежду, что в погоне за спецэффектами, за 3-, 4-, 5- и прочими «D», которые стали сегодня показателем крутизны фильма, режиссёры не будут забывать о содержании, смысле своего произведения. Ведь мне так хочется, чтобы режиссёр оставался творцом, человеком искусства, а не бизнесменом, высчитывающим конъюктуру кинорынка! А после просмотра молодёжных работ, которым в последнее время я уделяю столько внимания, верю, даже уверен, что молодые авторы смогут изменить наш кинематограф к лучшему. Лишь бы им дали такую возможность. Я же, в свою очередь, делаю все, чтобы помочь им в начале их творческого пути. Желаю и Вам, молодой человек, исправить свои ошибки и ни в коем случае не прекращать заниматься кинотворчеством. Порой я бываю слишком строг, но над усовершенствованием ваших работ стоит всего лишь чуточку поработать, как мне кажется. Новое время! Новое кино! И оно вовсе не обязано быть плохим и бездуховным! Дерзайте, дерзайте, молодежь! И не прекращайте творчески подходить к своей жизни!

Борис Николаевич! Спасибо огромное за то, что решили поддержать молодежь на своей малой Родине, у нас в Твери! Уверяю, мы будем изо всех сил стараться не подвести Вас и оправдать высказанные Вами надежды!

Так торжественно завершилась моя беседа с нашим знаменитым режиссёром – Борисом Орловым. Чувствуется, как этот пожилой человек, который на первый взгляд показался мне излишне строгим и придирчивым, действительно беспокоится, всем сердцем переживает за судьбу отечественного кинематографа. И пусть его критика бывает чересчур бескомпромиссной, он реально готов помочь молодежи стать профессионалами своего дела, готов сделать все, что от него зависит.

zuevgleb | 19 января 2014

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов, а также организаций, признанных экстремистскими и запрещенных на территории Российской Федерации.